«Спел только на рубль!» Малоизвестные факты о гастролях Высоцкого в Казани

Владимир Урецкий / Из личного архива

Записи исподтишка

Поэт, бард и актёр Владимир Высоцкий побывал в Казани 40 лет назад, 12 октября. За неделю он дал больше 20 концертов во Дворце спорта, в актовом зале здания КХТИ в Советском районе, в Молодёжном центре, в Зеленодольске. Казанский про­дюсер, кол­лек­ционер Владимир Урецкий  восстановил траекторию пребывания «всесоюзного Володи» в книге «Высоцкий в Казани», изданной к этой дате.     
   

Преподавателю и фотографу Александру Поспелову с другом Денисом Авдеевым (специалистом по настройке звукозаписывающей аппаратуры) удалось попасть на большую часть выступлений Высоцкого в Казани. «Он смотрелся на сцене исполином, - рассказывает Поспелов. - Такая у него была мощная харизма и неимоверная энергетика. Хотя роста был небольшого - 167-170 см».

Поспелов и Авдеев записали 10-12 катушек разных концертов Высоцкого. Записали даже неофициальное выступление в Доме актёра. «Были уверены, что это осталось незамеченным, - вспоминает Поспелов. - Но на выходе стоял человек в штатском. Он вежливо попросил у нас отдать катушку с записью. Мы с Авдеевым переглянулись и… отдали пустую».

Фото: Из личного архива/ Владимир Урецкий

Константин Васильев и Молодёжный центр

«Владимир Семёнович жил у нас в гостинице (её только что построили. - Прим. авт.), здесь же в концертном зале проходили его выступления, - вспоминает директор концертного зала Молодёжного центра в 1977 году Валерий Минеев. - В это время у нас проходила выставка Константина Васильева. Высоцкому картины очень понравились, он спросил у меня, как можно что-то купить. Я сказал, что картинами распоряжается мать Васильева, поскольку Константин трагически погиб, попав под поезд. Высоцкий собирался съездить в Васильево, где жил художник, и поговорить с его матерью, но не случилось».

«Я ожидал увидеть совсем другого человека - более матёрого, что ли, - вспоминает музыкант Виктор Комаров. - Ничего подобного не было. Потом слышал массу историй об этих гастролях. Многое там при­украшено. Рассказывали, как мы ему гитару настраивали, а он её расстраивал. В действительности было так: после концерта он оставил гитару на сцене и ушёл за кулисы. Мы решили гитару настроить без его ведома - удивлялись, почему струны всё время вразброд, неужели не слышит? На следующем выступлении Высоцкий взял гитару, начал играть и удивился звучанию. Никаких грубостей в свой адрес по поводу этого мы не слышали. Он нам объяснил, что строй его гитары неслучаен: она должна быть немного расстроена, это больше подходит для его исполнения, под его манеру подачи материала».
Фото: Из личного архива/ Владимир Урецкий

Высоцкий дал два концерта в ДК «Родина» в Зеленодольске. Концерт начинался в 10 утра, и людям, чтобы увидеть кумира, приходилось убегать с работы, писать потом объяснительные. 

«Стояли в проходах, балконы были переполнены так, что, казалось, рухнут, - вспоминал один из жителей Сергей Евсеев. - Высоцкий прошёл в двух шагах от меня - в чёрной водолазке, с простой дворовой гитарой по 7.50 - такие наши пацаны вешали на стены. Начал играть - у меня побежали мурашки по спине. Его мощный хриплый голос перевернул всё внутри…»

   
   

В Зеленодольске Высоцкий сильно сократил свою программу. Видимо, опаздывал на концерт в Казани. Зрители были в недоумении. Они пришли на Высоцкого, заплатили по три рубля за билет! По тем временам хорошие деньги. А вместо любимого актёра стал выступать какой-то народный ансамбль. Один пожилой человек с досады ругнулся и, чуть не плача, вышел из зала. А в фойе столкнулся с самим Высоцким, ожидавшим автомобиль. Дед высказал артисту прямо в лицо: «Володя, билет три рубля стоит, а спел ты только на рубль!» Высоцкий отреагировал моментально: «Пойдём, спою ещё на два рубля!» Они отошли в сторону, и актёр пел, пока не появился водитель.

Фото: Из личного архива/ Владимир Урецкий

«За вас боюсь!»

Встреча в Доме актёра прошла благодаря актрисе и преподавателю театрального училища Юноне Каревой. Она познакомилась с Высоцким в 1966 году на съёмках фильма «Вертикаль». Встреча в Доме актёра началась на час позже: Владимиру Семёновичу стало плохо, пришлось вызывать скорую. Но он твёрдо сказал: «С артистами всё равно встречусь!»

«Когда он вошёл, спросил меня: «Начальство есть?», - рассказал народный артист РФ Вадим Кешнер. - Я ответил вопросом на вопрос: «А вы чего боитесь?» Владимир Семёнович произнес: «За вас боюсь!»

«Что в тот вечер Высоцкий говорил и пел! Я видела лица собравшихся и думала, что нас всех сразу оттуда и увезут на Чёрное озеро, в КГБ, - вспоминала Ю. Карева. - А на следующий день Володя пришёл к нам с Маратом (Тазетдиновым, директором Татфилармонии. - Прим. авт.). Мой сын Сергей (от брака со Станиславом Говорухиным. - Прим. авт.) в то время собирался в армию. Я не хотела отпускать.

Высоцкий был единственным человеком, который тогда его понял. Они долго разговаривали, и Володя сказал только одну фразу «Юнона, оставьте его в покое. Если он хочет идти в армию, пусть идет».

«Высоцкий – невысокого роста, я даже мальчиком был выше и крупнее его, - рассказывал Сергей Говорухин. - Многие вещи, которые ему не подходили – а он привозил из Парижа куртки, джинсы – отдавал мне. Я не мог удержаться, чтобы не сказать ребятам, что это вещи Высоцкого, и все об этом, конечно, знали! Я уходил в 1979 г. в армию, тогда было принято все вещи продавать, ведь из армии человек возвращался другой комплекции. За мной толпы бегали, пытаясь купить мою одежду, хотя она и была поношена. Предлагали высокую цену, потому что знали – это вещи Высоцкого».

 

Пришлась по душе

В Казани у Высоцкого был персональный автомобиль. «Возле Дворца спорта поджидаю артиста, чтобы везти его после концерта на обкомовские дачи в Боровое Матюшино, - вспоминает таксист Асхат Фарукшин. - Запрыгивает на сиденье парень в полупальто и в модной кепке. Пророкотал: «Добрый вечер!» Я моментально понял, что это мой клиент. Он рассказывал, что любит старинные города и Казань ему пришлась по душе. 

Фото: Из личного архива/ Владимир Урецкий

Прощаясь, Высоцкий дал свой московский телефон: «Будешь в столице - заходи!». Оказавшись в Москве, я позвонил. Трубку взяла его мама: «Да, у Володи много друзей. Приезжайте. Он вот-вот появится». В трёхкомнатной квартире был творческий беспорядок: залежи книг, гитары в разных углах. Пришёл Высоцкий, тепло поздоровался, достал коньяк, коробку конфет. Разлил по бокалам, сам пригубил чуть-чуть. Через полчаса мы уже были во дворе, он мне показывал свой роскошный «Мерседес». Это сейчас такие машины всюду, а тогда как заворожённый смотрел я на блестящее чудо. Он открыл дверцу: «Садись, прокачу!» И дал жару. На меня накатил страх - протрезвел в момент! Оказывается, он спешил (а он всегда спешил!) на какую-то встречу. Спросил, куда я намерен дальше направиться. Рассказал, как от места, где он меня оставит, добраться на транспорте туда, куда я намерен пойти. «Извини, подольше не могу побыть с тобой. Тороплюсь!». Сверкающий «Мерседес» со своим звёздным хозяином помчался дальше, а я всё смотрел ему вслед, пока он не скрылся за поворотом».

Во время гастролей Высоцкого в Казани произошла примечательная дорожная история, которую рассказала жительница Казани Татьяна Шишкина: «Мне в 1977 г. было чуть больше 20 лет. Трудилась на казанской швейной фабрике на ул. Профсоюзной (Сейчас этой фабрики уже нет – прим. ред.). С детства передвигалась на костылях, но работала в обычном коллективе – всегда стремилась к этому. В тот вечер после второй смены  шла к перекрёстку, где от Дворца спорта на Право-Булачную выходил общественный транспорт. Стою, жду автобуса. А вечер промозглый, сырой. Стал пробирать озноб. Вдруг – о, чудо! – в двух метрах от меня останавливается жёлтая «Волга» – вроде такси, но почему-то без шашечек. Мужчина приоткрыл стекло дверцы со стороны переднего пассажирского сиденья: «Дамочка, далеко ли собрались?» Я всегда сама себе шила по моде, выглядела кокетливо-современно и, наверное, ко мне можно было и так обратиться. «Домой, на Воровского», – ответила. Человек что-то спросил у шофера, потом повернулся: «Садитесь, водитель говорит «Почти по пути», не знаю, где там ваша Воровского, нам в Молодёжный центр, по крайней мере, в ту же сторону».

Назвала свой адрес. И вот уже мы движемся по Ленинской дамбе. А  мужчина на пассажирском сиденье, который мне вначале показался начальником со своим шофером, таким брутальным, приятным, но уставшим голосом спрашивает: «А вы Высоцкого-то песни знаете, слушаете?» «Конечно, – говорю, – Настоящие мужские песни!» Видать, ему такая оценка пришлась по душе, он довольный хмыкнул: «А ведь я и есть – Высоцкий!». Я онемела на пару минут. А там уже – мой хрущёвский дом на Воровского. Владимир Семёнович вышел, галантно открыл мне дверь «Волги». Я выбралась наружу. Высоцкий пожелал доброй ночи, и машина скрылась в темноте. В ту «добрую ночь» я не могла долго заснуть – настолько меня взволновала эта встреча – необычная, сказочная, неправдоподобная».

Поездкой в Казань Высоцкий остался доволен. В 1974 году он выступал в Челнах и рассчитывал ещё не раз побывать и там, и в Казани.

Планы эти не сбылись. Через три года Высоцкого не стало. Но в Казани его не забыли. Поклонники певца хотят, чтобы его именем назвали одну из улиц города. Ещё летом отправили письмо с такой просьбой властям Казани. И ждут ответа.