1860

Былинные истории. Неизвестные полотна Константина Васильева

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Татарстан 29/11/2016 Сюжет Знаменитые татарстанцы
Автопортрет художника 1976 года.
Автопортрет художника 1976 года. © / мэрия Казани

В этом году в Казани отмечают две даты – 40-летняя годовщина со дня смерти народного художника и 20 лет со дня открытия картинной галереи Константина Васильева. Долгое время она ютилась на задворках города, но не так давно обрела новое место в самом центре города. Сегодня в ней хранится 85% картин писателя. Как в Казани оказались сразу три версии его знаменитого полотна «Ожидание», выяснил «АиФ-Казань».

Хранители

«В юности я пообещал Константину, что когда стану начальником, создам музей, где будут все его картины. Начальником не стал, но музей - вот он!», говорит друг художника Геннадий Пронин, старший научный сотрудник Музея Константина Васильева.

Имя Константина Васильева - в перечне 50-ти выдающихся художников всех времён и народов. Он прожил всего 34 года, и судьба его не баловала, как не баловала она Амедео Модильяни, Нико Пиромасманишвили и многих других, кого оценили только после смерти. Васильев жил бедно, одевался скромно, гением себя не считал. Да и его картинная галерея, созданная друзьями, долго ютилась на задворках Казани. Сейчас его творения обрели, наконец, достойный приют - в центре Казани, на ул. Баумана. В помещение, где 775 кв. метров, музей переехал 26 июня 2013 года, незадолго до Универсиады. В этом году друзья художника отмечают 20 лет со дня ее создания, а в следующем году в мае отметят 75-летие со дня рождения Константина Васильева.

Константин Васильев, автопортрет.
Константин Васильев, автопортрет. Фоторепродукция: АиФ/Руслан Ишмухаметов

У Геннадия Пронина есть и ещё одно звание: хранитель картин художника. И это не фигура речи. Он не один год насмерть стоял, требуя именно этого месторасположения. И чтобы была необходимая инфраструктура: хранилище, система безопасности, охрана и другое. Добился! Благодарен мэру Казани Ильсуру Метшину за помощь и содействие. А городское управление культуры подарило музею рояль. Вдохновившись картинами, учащиеся детской музыкальной школы №2 однажды завершили свою экскурсию музыкой.

Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

На продаже полотен, подаренных ему художником, Геннадий Пронин мог бы озолотиться. Но он даже от защиты готовой диссертации в своё время отказался, посвятив свою жизнь увековечиванию памяти друга. Главное - чтобы эти картины видели все! Они достояние народа. В музей захаживает и ещё один друг юности Константина Васильева - Олег Шорников, иногда участвует в проведении экскурсий. Его карандашный портрет, как и такие же портреты Пронина и других друзей представлены в экспозиции. Мальчики, студенты, снимающие одну квартиру в Казани. 1967 год. Всё ещё впереди. И бедность, и слава, и трагедия, и самоотверженность.

Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

В «Книге отзывов» музея - восторженные записи туристов из Москвы, Питера, Нижнего Тагила, Екатеринбурга. Ежемесячно - полторы тысячи посетителей. В старом помещении, на Гвардейской, было в разы меньше. Друзья художника осуществили общую мечту. С одной горькой нотой.

В полный рост

В прежней галерее было 80 картин. В новой - 160. Добавились те, которыми владела сестра художника, переехавшая с семьёй в Москву. Валентина Алексеевна доверила свою собственность на родину брата, передав 80 картин в бессрочное пользование по договору.

«На открытии нового музея она была счастлива. В Москве под творения её брата было выделено не самое лучшее помещение, около МКАДа. Да и картины, подаренные ею столице ещё при Юрии Лужкове, частично – в малом Манеже, частично – в запасниках. Лишь иногда их выставляют. Портрет маршала Жукова в полный рост, «Прощание славянки», «Нашествие», «Тоска по Родине» и другие полотна «военной» серии, можно увидеть только в Москве. Казанцы могли лицезреть их только один месяц 20 лет назад, когда мы открыли галерею на ул. Гвардейской», - говорит Геннадий Пронин.

Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

В новом помещении - 6 залов. Представлено 85% всего, что создал Константин Васильев. Включая детские и юношеские работы, полотна периода сюрреализма и абстракционизма, монументальные творения, требующие воздуха и высоких потолков.

На втором этаже реконструирован мемориальный уголок творческой мастерской художника. Друзья знают, как на самом деле всё было. Подлинная палитра с засохшими красками, кисти, картина на мольберте… Купить готовый мольберт у Васильева тогда денег не было. Сделал Олег Шорников. По сохранившимся у него чертежам, сделал такой же и для музея. В мемориальном уголке – ламповый приёмник «Балтика», по которому художник с друзьями слушали музыку (телевизора в доме не было), копии красных штор, рисунок которых присутствует на одной из картин, проигрыватель грампластинок (кто же тогда жил без проигрывателя!). «Мы хотели поместить сюда ещё и плёночный магнитофон «Днепр-14». Не нашли», сетует Г. Пронин. Если  у кого сохранился такой раритет, принесите в музей на ул. Баумана, просит хранитель.

Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Краски и звуки

Казанцы старшего поколения помнят, что когда-то при бое курантов на Спасской башне кремля, загорался «малиновый свет». Это было произведение студии светомузыки в КАИ. Но мало кто знает, что у истоков студенческого конструкторского бюро, получившего впоследствии название светомузыкальной поэмы Скрябина «Прометей», стояли Геннадий Пронин, Олег Шорников и Константин Васильев. Это они начали экспериментировать со светом. Скупили по всему городу более тысячи лампочек в 15 ватт, окрасили их специальным составом в разные цвета (Васильев помогал подобрать нужные), и, руководствуясь советами музыковеда консерватории Абрама Юсфина и партитурой «Прометея», устроили в 1962-м премьеру светомузыкального исполнения поэмы Скрябина в здании Казанского авиаинститута. Фурор был необыкновенный! Булат Галеев, который в будущем возглавил студию светомузыки, просто обомлел, посетив премьеру. Фактически она определила его жизненный путь.Музыку Васильев любил страстно. Его графические портреты Скрябина, Баха, Мусоргского, Вагнера и других классиков – особая тема. 

Фото: www.russianlook.com

«В первой половине 60-х в Казань дважды приезжал Дмитрий Шостакович. Константин на вокзале, при прощании, подарил ему портрет. Тот засмущался: «Это я? Почему вы так меня… раздели? Ведь всё же …видно». Портрет он принял. А после в Казань, в Союз композиторов, пришла открытка, где Шостакович благодарил Константина Васильева и выражал недоумение по поводу его неизвестности», рассказывает Пронин. Бывая в Москве, он, по просьбе друга, покупал ему пластинки с классикой. Одну – Константину, другую - себе. Так что в музее и в поселке Васильево представлено всё то, что слушал наш гениальный земляк. Музыка рождала образы, идеи, настроения, поэтому все картины художника - музыкальны по палитре.

Ранее не известная картина Васильева - абстрактная композиция №12.
Ранее не известная картина Васильева - абстрактная композиция №12. Фото: АиФ/Руслан Ишмухаметов

При жизни Константина Васильева в Казани не было ни одной его персональной выставки. Неофициально картины иногда выставлялись, к примеру, в ДК льнокомбината. В конце 70-х, когда в молодежном центре выступал Владимир Высоцкий, в фойе состоялась выставка, но уже посмертная. Это тоже был фурор. Творчество официально непризнанного барда и творчество трагически ушедшего из жизни и столь же непризнанного художника переплелись в сознании. А много лет спустя о настроениях поколения хорошо спел трагически погибший Игорь Тальков.

Три «Ожидания»

Константин Васильев
Одна из вариаций картины «Ожидание». Фоторепродукция: АиФ/Руслан Ишмухаметов

Знаменитая картина Васильева, где девушка смотрит в заснеженное окно…В прежней галерее был представлен один вариант. Первые два прибыли из Москвы и выставлены в новом музее. Один из них стал символом России на одной стороне серебряной австралийской монеты, на другой - Елизавета II, здравствующая королева Великобритании, тоже своего рода символ. «Монета сувенирная, но имеет стоимость: два австралийских доллара», сказал Г. Пронин. По его словам, К.Васильев не раз писал картины в нескольких вариантах, если появлялось новое видение. Или если стеснённые условия, в которых он жил, не позволяли развернуть холст нужным образом.

Такие полотна как «Рождение Дуная», былинная серия («Авдотья Рязаночка», «Вольга и Микула», «Дар Святогора» и др.), а всё это ныне представлено в музее, несмотря ни на что монументальны. Как Васильев справился? Загадка гения. Одно из таких полотен, которое ранее никогда не выставлялось, называется «Композиция №12». Абстракция, посвящённая 5-й симфонии Дм. Шостаковича.

«Это самая первая, написанная Константином маслом по холсту. В рулоне картина хранилась у меня долго, мы не могли её выставить, краска начала осыпаться. Только перед открытием нового музея отыскались реставраторы, которые восстановили живописный слой», рассказывает Геннадий Пронин.

Фоторепродукция: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Константин Васильев за свою непродолжительную жизнь написал более 200 картин, которые могут украсить любой мировой музей. Он не удостоился званий и премий, но на его могиле значится: «народный художник». И это самое главное признание, получить которое стремятся все, кто создал из души, из сердца, из жизни Нечто такое, что адресовано людям и никого не оставляет равнодушным. Но казанцы и татарстанцы, - редкие гости в картинной галерее, как французы в Лувре, а питерцы - в Эрмитаже. Недавно была в музее. Четыре группы московских туристов вышли с экскурсии, обмениваясь впечатлениями. «Это самое интересное, что мы увидели в Казани», сказали мне они. Неужели напрасно ждёт нас красавица, глядя в заснеженное окно?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах