Почему не ослабевает интерес к полотнам Фешина, и как он стал американским живописцем, «АиФ Казань» рассказала казанский искусствовед Галина Тулузакова.
Чудесное исцеление
В четыре года маленький Коля заболел менингитом. Он провёл в коме две недели и выздоровел после того, как прикоснулся к иконе Тихвинской Богоматери, принесённой домой к больному из церкви. Возможно, это и предопределило его дальнейшую судьбу. Болезненность и замкнутость, а также разрешение не изучать общеобразовательные предметы привели к тому, что искусство стало любимым занятием ребёнка.
Ранний интерес к искусству (Коля рисовал с 6 лет) был связан и с тем, что отец Фешина владел мастерской, где резали и золотили иконостасы для церквей.
У Фешина был меценат?
Фешин закончил художественную школу с правом поступления в Императорскую Академию художеств. На экзаменах в Петербурге показал второй результат. Его главным учителем в Академии был Илья Репин.
Еще не окончив Академию, в 1908 году, Николай Фешин получил предложение преподавать в Казанской художественной школе, где ему выделили мастерскую, чтобы он мог работать над дипломной, конкурсной картиной. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Одной из особенных учениц Фешина была Надежда Сапожникова, происходившая из известной казанской купеческой семьи. Очень образованная, талантливая девушка. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Рахматуллина).
Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Интересное, нестандартное лицо и сама неординарная личность Надежды Сапожниковой, привлекли внимание художника, он попросил ее позировать для портрета. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Пресса назвала эту работу одной из лучших, хотя в выставке участвовали и несколько известных французских импрессионистов. Работа сразу была куплена. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).
Живя в Казани, Фешин отсылал работы на выставки не только в Петербург и Москву, но и в Мюнхен, Амстердам, Рим, Венецию. Особенно его полюбили в США, где художник ежегодно участвовал в выставках Института Карнеги в Питсбурге (штат Пенсильвания). Это принесло ему не только признание, но и значительную финансовую поддержку. Работы с выставок моментально приобретались.
С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. В их числе и портрет своей племянницы Вари Адоратской, который Фешин писал в мастерской Сапожниковой. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Повторить спустя восемь лет было невозможно, да и Фешин с его творческим темпераментом никогда бы такой задачи и не поставил. Художник написал два великолепных этюда и два большеформатных портрета-картины Надежды Михайловны Сапожниковой, других, но не менее выдающихся. Ныне они гордость ГМИИ РТ.
Почему уехал в США?
В начале 1950-х годов, в далекой от Казани Калифорнии, Николай Иванович по просьбе дочери написал свои воспоминания о жизни в России. Из них понятно и его отношение к революции. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет…». В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям.
Еще с начала Первой мировой войны Фешин для семьи – жены Александры и дочери Ии, приобрел дачу в модном тогда месте, в Васильево. После революции жизнь в городе потеряла всякий смысл, и семья Фешиных жила в Васильево, где Александра Фешина неплохо наладила хозяйство, и они ни в чем особо не нуждались. Но когда в Казань для помощи голодающим приехали американцы АРА (Американская администрация помощи), появилась возможность через них связаться с американскими коллекционерами и возникла мысль об эмиграции.
Как писал Фешин в своей автобиографии, главное, что толкало его к принятию такого непростого решения, была невозможность нормальной работы. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось лишь в целях пропаганды, - вспоминал он. - Всё делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы было невозможным. Все заказы исполнялись такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моем желании уехать в Америку и просил его о помощи в получении необходимых бумаг на въезд в США».
Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. И потому, что в Казани прошло его детство, и потому, что любовь к отцу он пронес сквозь всю жизнь - даже в Америке по памяти рисовал его портреты, и потому, что он был молод и полон сил, и потому, что в Казанской художественной школе была уникальная атмосфера. И педагоги, и ученики жили только искусством, что давало мощный заряд для творчества, и потому, что в Казани были созданы многие его лучшие произведения. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.
«Люди не должны покидать своей страны, - писал художник. - Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Чем вызван интерес к Фешину?
Произведения Фешина приобретают коллекционеры в РФ, в США, Китае. Он художник двух континентов, его искусство в равной степени принадлежит и России, и США. Художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений (анатомических, перспективных, композиционных) с эмоциональной спонтанностью живописного письма или линий угольного рисунка.
«Красочное тесто», из которого он проявляет свои образы, наделяется самостоятельным движением, но растёт, живёт, пульсирует. Картина воспринимается как единый организм, все части которого озникают одномоментно.
Всего в Государственном музее изобразительных искусств РТ хранится 189 работ, из них 100 экспозиционных. Так что с полным основанием можно говорить, что в Казани хранится не только самая значительная, но и значимая коллекция работ художника в мире.
Казанская музейная коллекция Фешина началась с приобретения музеем трёх работ - по инициативе первого биографа художника Петра Дульского. Какие-то вещи Фешин оставил при отъезде на хранение Центральному музею ТАССР (сейчас Нацмузей). В семейном архиве была найдена расписка, что было оставлено пять скульптурных работ, но сейчас в музее находится только одна из них - «Салаватулла».
В 1940-50-е годы исчез портрет жены 1914 года и пять шкатулок с миниатюрами из музейного собрания – в то время, когда музей ИЗО еще не был самостоятельным. «Портрет Вари Адоратской» и ещё восемь полотен Фешина, ранее бывшие в собрании Н.М. Сапожниковой, попали в музей после смерти Варвары Владимировны Адоратской.
Многие работы (этюды) попадали в музей от учеников художника, но и музейные работники целенаправленно собирали полотна. Большая заслуга в этом Галины Могильниковой.
Коронный цвет Фешина - серый?
Очень распространено мнение, что Фешин любил серый цвет. Действительно, портрет Вари Адоратской – это исключительно тонкая разработка разных оттенков серого, где он играет и тонами, и фактурами.
Но есть не менее интересные работы, решенные в охристо-коричневых тонах, «Lady in Pink» (портрет Натальи Подбельской) – это целая симфония розового, а в картине «Александра на Волге» превалирует голубой, все зависит от поставленной задачи. Другое дело, как истинный художник модерна, он предпочитал чуть сдерживать яркость, достигая эффекта тонкой благородной сдержанности цвета.
За границей
Один из шедевров, который Фешин создал в США, - это его дом в Таосе (штат Нью-Мексико). Из Нью-Йорка в Таос художнику пришлось переехать в 1927 году из-за открывшегося туберкулеза.
Двухэтажный дом, который художник построил для своей семьи в Таосе, странным образом соединяет приемы традиционных для Нью-Мексико построек «адобе», строительным материалом для которых были глина и солома, с русским модерном. Главное украшение дома - это деревянная резьба в русском стиле, которая покрывает архитектурные элементы, мебель, утварь, вплоть до хлебницы, созданные самим Фешиным. В доме 50 дверей, при этом декор ни одной из них не повторяется.
Ия Фешина добилась, чтобы дом её отца в Таосе, внесли в Национальный Реестр Исторических Мест (The National Register of Historic Places ). Сейчас он принадлежит частному Музею Искусств Таоса (Taos Art Museum at Fechin House) и работает как музей. В нём экспонируются работы художников, когда-то входивших в Общество художников Таоса (1910-1930-е годы), которые там воспринимаются всё-таки как инородные.
Самые дорогие работы Фешина
«Маленький ковбой» - 11,2 млн долларов (Christie's, Лондон, 2010 г.)
«Портрет мадемуазель Подбельской» - 3,3 млн долларов (Christie's, Лондон, 2012 г.).
«Черемисская свадьба» - 3,3 млн. долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.)