Рубин Абдуллин об уроках доброты, халтуре и вечной музыке

Фото из личного архива. / АиФ-Казань

Более 6 тысяч музыкантов получили здесь путёвку в жизнь. На юбилей родного вуза в Казань приедет мировая звезда Альбина Шагимуратова. 

   
   

Акустика искусства

- Рубин Кабирович, прошли ли времена, когда некоторые думали, что консерватория - заведение, где делают консервы?

- Я помню этот анекдот (смеётся). Но по-прежнему кое-кто путает консерваторию с филармонией. В какой-то степени мы действительно ветви одного древа. В консерватории происходит рождение и становление музыканта. Сцена, публика, аплодисменты, цветы - прекрасно! Но что потом, за кулисами успеха? Что осталось в душе слушателя, зрителя? Он получил урок красоты, гармонии, неравнодушия или нет? На концертных сценах сегодня много халтуры. Я даже не о попсе с шансоном. Порой и у исполнителей классики недостаёт ответственности перед великими композиторами, чьи произведения они «репродуцируют».

Неравнодушный слушатель отреагирует на фальшивку сразу. Равнодушный – подумает, что так и надо, он получил за свои деньги порцию аккордов и фиоритур. Это уж у кого какая духовная клавиша сработает.

Лучшие исполнители воспитывают не только патриотизм, но ещё и такие чувства, как доброта, любовь к прекрасному. После таких концертов люди уходят окрылёнными. 

Фото: Фото filarmonia.perm.ru

- А если негативное? Изрядно нашумела история с новосибирской постановкой оперы «Тангейзер». 

- То, что я видел в интернете, мне непонятно. Если человек идёт в храм, он знает, почему идёт. Если идёт в оперу - надо понимать, что это не храм. Каждый режиссёр – это маленький провокатор, но чувство меры должно быть. 

   
   

Виртуозы баяна 

- Ни Моцарт, ни «Битлз» консерваторий не заканчивали, однако равных им нет. 

- Отец Моцарта Леопольд был выдающимся педагогом, теоретиком и практиком. Свой талант вложил в сына. А «Битлз» оказались в нужное время в нужном месте и в нужной аудитории бунтующего поколения. Попали, как говорится, в тренд. При всём уважении к их творчеству не думаю, что это музыкальное направление переживёт века. В отличие, допустим, от произведений эпохи барокко, Баха, Генделя и других гениев. Их музыкальные «послания» и сегодня актуальны... 

- Консерваторию основали, когда ещё война не кончилась, в народе тогда царствовала гармошка, а не Бах и не Гендель…

- Люди, пережившие неимоверные тяготы на фронте и в тылу, увидевшие, как живут в Европе, боролись за Родину с человеческим лицом. Красивую, счастливую, духовную. Премьера «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича состоялась в блокадном городе. Музыка звала к жизни, хлеба не было, а музыка – была. Консерватории не умеют воевать. Но умеют дарить то, без чего нельзя выжить. 

- Первым ректором Казанской консерватории стал Назиб Жиганов. Почему, ведь он возглавлял тогда оперный театр?

- Он был локомотивом создания консерватории. Профес­сио­­нальных музыкантов не хватало, надо было растить. Кстати, гармошка – замечательный инструмент! Я слышал виртуозов, которые на баяне Баха исполняли! А есть ещё и губные гармошки, востребованные как после войны, так и сейчас. Жиганов сделал всё, чтобы орган появился в Казани. Меня, пианиста, направил учиться в Ленинградскую консерваторию. 

- До создания консерватории в Казани звучала классическая музыка?

- Конечно! Антрепризы, оперный театр. Культурные запросы университетского города были изысканными. Музыканты выступали не только в составе оркестров, но и квартетами, трио, дуэтами. В семьях именитых казанцев детей учили музыке. К примеру, семья Бренингов, глава семьи – известный аптекарь, дети  играли на различных инструментах, выступали на светских раутах. Симфоническая музыка звучала в саду «Эрмитаж», в «Русской Швейцарии»… Горожане охотно посещали такие концерты. Почва для создания консерватории была ещё с дореволюционных времё н. В послевоенные годы на улицах то и дело встречались учащиеся музыкальных школ с нотными папками. А сейчас знаменитого магазина «Ноты» на пл. Свободы уже нет. Похоже, «хлебное место» в центре Казани понравилось кому-то другому. 

Вахтовый метод 

- Сколько студентов в 1945 году приняла консерватория?

- Примерно 40 человек. Большинство мужчин – в гимнастёрках и сапогах. Н. Жиганов привлёк для преподавания москвичей и ленинградцев. Они работали в основном вахтовым методом, остановиться в Казани было негде, жили тут же, в консерватории. Но в числе первых выпускников – София Губайдулина.  Тогда и рояля-то нормального не имелось! А на выпускном экзамене она исполнила сонату Ф. Листа, которая по сей день является суровым испытанием для любого пианиста. Сегодня у нас 750 студентов, 7 факультетов, 21 кафедра. А вот общежития хорошего нет. Это моя головная боль.

- Вы второй после Н. Жиганова ректор консерватории за 70 лет. Но вы также и концертирующий исполнитель, известный в мире органист. С какой мыслью просыпаетесь?

- Первая мысль - сесть за инструмент. Сажусь. Но одновременно в голове крутятся всякие административные вопросы. Ректор творческого вуза не синекура. Я хочу остаться музыкантом, человеком. С 2001 г. консерватория носит имя Н. Жиганова. Был бы он доволен сейчас состоянием своего детища? Надеюсь, поводов для огорчения меньше, чем радости. 

Смотрите также: