Салиху Сайдашеву при жизни ему посвящали стихи. А он не хотел, чтобы сын стал музыкантом.
Насмешка судьбы
Когда Сайдашев родился, отец уже умер, немного не дожив до радостного события. Салих был последним из 10 детей. Восемь умерли в раннем возрасте, выжили только он и сестра Амина. Он не получил законченного академического музыкального образования. Учёбу в Казанском музучилище прервала Первая мировая война, затем грянула Гражданская.
Из автобиографии Сайдашева: «…В начале 1919 г. добровольно вступил в РККА... Был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом, зав. музыкальной частью татарской драматической труппы... В 1921 г. демобилизовался, но остался в Оренбурге, став заведующим Восточной музыкальной школы. Организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и продолжал учёбу… В 1922 г. по приглашению Татарского Наркомпроса вернулся в Казань. Работал в Татарском государственном академическом театре в качестве зав. музыкальной частью и дирижёра. В 1934 г. для повышения квалификации правительство Татарии командировало меня на учёбу в Татарскую оперную студию при Московской консерватории…»
К тому времени 33-летний Салих Сайдашев был уже маститым деятелем искусств. В Татарском академическом театре в 1922 г. он музыкально оформил премьеру спектакля «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова. В последующее десятилетие он много дирижировал, писал музыку к новым спектаклям, в т.ч. к тем, которые стали классикой, – «Голубая шаль», «Тахир и Зухра» и др. В мае 1933 г. в Казани состоялся его первый концертный отчёт за 10 лет работы.
Испытание на верность
До Сайдашева в татарской музыке был только один композитор - Султан Габаши. Муса Джалиль писал: «Если Габаши следовал традициям восточной музыки, то музыка Сайдашева в начальном периоде основывалась главным образом на народной песне, на деревенских напевах… Он не следовал слепо за народным творчеством, не копировал его, а творчески перерабатывал и обогащал народную музыку».
«Народ любил его безумно. Слушали по радио, мгновенно раскупали билеты на концерты, театральные постановки. Он был единственным композитором, кто ответил на какую-то потребность души. Больше не смог никто! А ведь песен у него немного», - говорит Юлдуз Исанбет, известный музыковед, заслуженный деятель искусств РФ и РТ.
Из Москвы пришлось срочно вернуться в Казань. 1937 год. Репрессировали друга и соавтора С. Сайдашева Карима Тинчурина и многих коллег. Композитор приготовился к худшему ещё в Москве. «Я даже внушал Науфалю (сын Сайдашева от второго брака. - Прим. авт.), что если за отцом придут, нам надо взяться за руки и прыгнуть с балкона 5-го этажа», - пишет в своей книге «Отец» Альфред Сайдашев.
В Казани музыканта ждали тяжёлые времена. Тех, с кем он сотрудничал, назвали врагами народа. Сайдашева не посадили, но жить стало невозможно. А ведь были планы, был талант, росли дети… У Сайдашева имелась квартира в доме на ул. Горького. Здесь располагалось с 1928 г. коммунальное общежитие работников казанских театров.
«Я там не раз бывала. Это жуть! Комнатушка у Сайдашева была тёмная, туалет – в театре, который был тут же, рядом. В общем, условия унизительные. А в общежитии жили знаменитые и тогда, и сейчас люди», - делится воспоминаниями Ю. Исанбет. Среди них - Х. Салимжанов и его сын Марсель (известный театральный деятель РТ в дальнейшем. - Прим. авт.), Ш. Биктимиров, Р. Тазетдинов.
Рассказывает Эльвира Низамутдинова, директор музея С. Сайдашева, размещённого ныне в этом доме: «Сайдашев подолгу гостил у казанских родственников, где условия лучше. Он был бескорыстным человеком. Когда ему предложили квартиру в центре города на ул. Профсоюзной, он отдал её певице и актрисе Г. Кайбицкой, которая находилась тогда в сложной жизненной ситуации. Театр был для него родным домом. Музицировал, работал в подвале, пианино появилось у него незадолго до смерти».
Нельзя сказать, что республиканские власти не замечали его. Он стал заслуженным деятелем искусств (1939 г.), его приняли в Союз композиторов (1940 г.), состоялся и его творчский вечер с участием лучших артистов и симфонического оркестра. А в 1941-м в Москве должна была пройти Декада татарского искусства, но началась война.
Концерты военного времени, которые для всех деятелей культуры стали не обязанностью, а долгом перед Родиной, были посвящены Победе, все сборы шли на помощь фронту. «Боевые командиры, бойцы, направлявшиеся на фронт или вернувшиеся оттуда, хотят «хоть на часок» послушать Сайдаша. Ни одного места в зале нет! Своими песнями он воевал на передней линии огня, был солдатом Великой Отечественной!» - рассказывает Гази Кашшаф, известный казанский учёный и журналист.
Наедине со всеми
В 1948 г. началась очередная волна преследований творческой интеллигенции. В печальном перечне (рядом с Д. Шостаковичем, обвинённом в «сумбуре вместо музыки») оказался и С. Сайдашев. Хотя он не создал никаких модернистских произведений. Композитора не посадили и не расстреляли. Но отовсюду уволили под различными предлогами. Его отлучили от творчества, и это была самая страшная казнь.
«В то время я видела его часто, потому что жила поблизости. Почти ежедневно он стоял у входа в театр с улыбкой на лице, в белоснежной рубашке с галстуком-бабочкой. Франт! Люди тогда так не одевались. Это был человек невероятной красоты, от которого шёл какой-то внутренний свет. Ему просто нечем было тогда заниматься. Он разговаривал со всеми, кто к нему, узнав, обращался», - не скрывает слёз Ю. Исанбет.
Потомки
Сайдашев женился трижды. Сын Альфред (1926 г.) – от первого брака с В. Мухиной. Она умерла 5 ноября 1926 г. после родов. Сайдашев тяжело переживал, считал, что утрата горестно повлияла на его судьбу. Сын в 1943-м добровольно ушёл на фронт. Салих Сайдашев не хотел, чтобы Альфред стал музыкантом, хотя сын прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Он окончил юрфак КГУ, стал заслуженным юристом РФ и РТ, написал замечательную книгу воспоминаний об отце. Из трёх его детей только двое выбрали музыку.
«У брата Валерия не было слуха, он окончил физфак КГУ, стал одним из первых в Казани программистов. Мы с сестрой окончили специализированную музыкальную школу, Казанскую консерваторию. Светлана живёт в Кирове, она музыковед, а я пианистка, концертмейстер, преподаю в Казанской консерватории», - говорит дочь Альфреда Сайдашева Альфия.
Её сын Айдар работает концертмейстером в театре им. К. Тинчурина. Дочь Гульнара, которая тоже окончила музыкальную школу, преподаёт современные социальные танцы (сальса и др.). «Музыкальность у нас в крови», - констатирует Альфия Альфредовна.
...Салих Сайдашев прожил всего 54 года. Когда он ушёл из жизни, его провожала вся Казань.
«Я была на его похоронах. Огромная толпа шла пешком от ул. Горького до татарского кладбища. На всём протяжении пути стояли люди, многие плакали. На теперешней ул. Татарстан тогда были деревянные дома, и народ стоял даже на крышах. Все в чёрном. Навсегда запомнила эту картину: декабрь, белый снег, чёрные одежды, всеобщая скорбь. Такого не видела больше никогда, хотя на свете живу долго», - говорит Ю. Исанбет.
Памяти поэта посвящается
Музей Салиха Сайдашева - первый музыкальный музей РТ. Находится в Казани на ул. Горького, д. 13.
Он был открыт 25 июня 1993 г. по решению правительства республики. Здание построено в конце XIX - начале XX в. и является памятником регионального значения. Мемориальная доска на здании указывает, что С. Сайдашев жил здесь с 1930 по 1954 год. Из этого дома его проводили в последний путь. Более 20 экспонатов, непосредственно связанных с композитором. В частности, нотный автограф 17-летнего музыканта, его партитуры с личными пометками, дирижёрская палочка из дуба, которую С. Сайдашев сделал собственноручно, его посмертная маска, трельяж матери и отца, восемь портретов композитора работы разных авторов...
Более 9 тыс. посетителей ежегодно принимает музей. В 2016 г. его хотят отреставрировать, обновить экспозицию. Правительство РТ обещает найти деньги на такие работы не только в музее С. Сайдашева, но и в музеях Габдуллы Тукая и Шарифа Камала.