645

«Давайте все вместе!» Борис Львович о том, как евреи поют татарские песни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Татарстан 06/09/2016
Борис Львович участвовал в открытии XII фестиваля мусульманского кино.
Борис Львович участвовал в открытии XII фестиваля мусульманского кино. © / Ольга Любимова / АиФ

Ежегодный международный фестиваль еврейской музыки, завершившийся в Казани, стал пятым по счёту. В нём участвовали музыканты Израиля, России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Модератором фестиваля был наш земляк, актёр, писатель и бард Борис Львович.

Come together!

Корреспондент «АиФ Казань» Татьяна Сидорова: - Насколько помню, начинался еврейский фест не 5, а лет 15, если не больше, назад?

Досье
Борис Львович, актёр, режиссёр, литератор, родился в 1946 году в Казани, окончил физфак КГУ, заслуженный артист РФ, член Общественного совета Российского еврейского конгресса, автор шести книг. Женат, есть взрослый сын.

Борис Львович: - История интересная. Тогда в Казани планировался первый фестиваль. Но не еврейской музыки, а еврейской культуры. Он назывался «Ломир Алэ инейнэм», что в переводе с идиша означает: «Давайте все вместе!». Нас приняли и выслушали в правительстве Татарстана, идею проведения поддержали. Мне, в частности, сказали, что я казанец, зарекомендовал себя как профессионал в качестве режиссёра татарских декад литературы и искусства в разных городах, ориентируюсь в языках, доверие есть. Но республике нужно интернациональное мероприятие.

 Предложили, чтобы наш фест стал фестивалем всех народов, живущих в республике. И чтобы его лозунгами были ещё «Айдагыз берге!» и «Давайте все вместе!». А мы-то собирались осуществить свой замысел на фоне израильского флага, афиши отпечатали. Но нам сказали, что ничего страшного, пусть флаг будет, ведь всем народам в РТ живётся хорошо. Выделили приличные средства, появилась возможность пригласить Михаила Жванецкого, Клару Новикову, Ефима Шифрина и других звёзд. Фестиваль прошёл на ура! Даже моя мама, которую ты прекрасно помнишь, поскольку она преподавала английский язык в 99-й казанской школе, прослезилась. На сцене были татарские, русские, еврейские и прочие творческие коллективы. Если не ошибаюсь, действо происходило в Оперном театре. Ренат Ибрагимов, например, с хором пел «Хава Нагилу», «Ай, былбылым» и «Из-за острова на стрежень». Зал рыдал в восторге!! У меня было много интересных концертов в жизни. Но этот - просто незабываемый!

фестиваль еврейской музыки
Фестиваль еврейской музыки Фото: Скриншот с сайта vk.com 

- Затем последовал продолжительный антракт. А потом фестиваль еврейской культуры трансформировался в фестиваль еврейской музыки…Чем запомнился первый, пять лет назад?- Я его вёл. Стоял, так сказать, у истоков. Хотя в число организаторов не вхожу, эта честь принадлежит еврейской диаспоре Казани, певцу Эдуарду Туманскому и главному продюсеру, бизнесмену Михаилу Скоблионку. Мы наметили несколько направлений, в частности, еврейский джаз в усадьбе Сандецкого. Настоящий джаз только еврейский или негритянский.

- Антисемитизма в Казани не было никогда, торжествовала толерантность?
- Синагога отметила «стольник». А в Доме учителя, который был в здании раньше, мы с Володей Муравьёвым и другими друзьями-бардами сцену истоптали вдоль и поперёк. На городских концертных площадках всегда сосуществовали люди разных национальностей, вероисповедания и т.д. Если евреи поют татарские песни, татары - еврейские, потом пляшут вместе под песню русскую, а затем на столе пельмени, эчпочмаки, фаршированная рыба и водка - чего ещё надо для взаимопонимания? С антисемитизмом в оголтелых проявлениях я не встречался в Казани никогда.

- Аналоги фесту в России есть?
- По разным городам проходят в различных форматах. Но на мой, и не только мой взгляд, казанский особенно хорош. Его популярность в среде исполнителей и слушателей растёт. И в Российском еврейском конгрессе, и в татарском землячестве Москвы (коего состою почётным членом) не раз слышал, что такой авторитетной, активной и представительной еврейской общины как в Казани, в стране нет.

Из физиков - в лирики

- Из Казани вы уехали в 41 год, успев поставить в ТЮЗе несколько спектаклей. А если уж о юности, то помню вашу «Зримую песню» на сцене актового зала КГУ в рамках фестиваля «Студенческая весна»…Да и бардом вы стали в КГУ…

- Господи, как молоды мы были, как верили в себя! В Казани мне жилось неплохо. Работал в театре, в филармонии, приглашали участвовать в концертах и мероприятиях на высшем уровне… Но однажды понял, что как профессионал способен на большее, хочу быть свободным художником, а для этого необходима Москва. Пробивался непросто. Два года там «таксишничал», другой работы, чтобы кормить семью, не было. Но потом начал звонить телефон. Гена Хазанов как-то сказал, что если бы я раньше приехал в Москву, то просто сладу бы со мной не было. Сам понимаю, что достиг бы большего, но уж так жизнь сложилась.

Руководитель клезмерского ансамбля Эдуард Туманский.
Руководитель клезмерского ансамбля Эдуард Туманский. Фото: Из личного архива

- Учились в КГУ на физика, а потом – в лирики?
- После первого курса физфака, куда поступил по велению отца, поехал в Щукинское театральное училище. Был сильнейший набор, и на третьем туре я вылетел, проиграв Константину Райкину, Наталье Гундаревой, Юрию Богатырёву, Наталье Варлей…Пришлось окончить физфак КГУ, как велел отец, о чём абсолютно не жалею. В университете был замечательный клуб художественной самодеятельности, дом родной, который вырастил много талантливых личностей, а на физфаке бурлила творческая жизнь. Я благодарен Казанскому университету.
- Участие в фесте для вас благотворительность или заработок?
- Кто-то что-то за работу получит. Но я и бесплатно бы участвовал. За дорогу заплатят, и ладно. А гостиница не нужна, живу у мамы. 99-я школа, в которой мы с тобой учились, весной отметила свой юбилей. Приехать не мог, меня не было в России. Но всё помню! Даже то, как ты, восьмиклассница, в белом фартучке, на школьном вечере пела «Ты не прощайся…», а я, учась в 11-м, возглавлял жюри КВН. Уезжая в Казань на 5-й фест, жене рассказал, что встречусь со школьной и университетской знакомой, которая помнит, что с юных лет я был артистом. Уважение и признание друзей юности дорогого стоят! А из физиков вышло так много лириков, что даже перечислять не стану. Ну а Казань… Я тут бываю часто. И горжусь, и радуюсь. Не представляешь, сколько людей, побывавших здесь, узнав, что я родом из Казани, говорят мне о том, что это красивый европейский город. Здесь моя юность, мои друзья, мама, которой уже 93 года, это моя малая родина, которую я безумно люблю.

«Боречка, здравствуй!»

- Мне кажется, что бардовская движуха заканчивается. На концертах по ТВ – старички с гитарами, да и аудитория соответствует…Попса и шансон в большем почёте, их не задушишь, не убьёшь…

- Конечно, бардовское движение по сравнению с годами нашей молодости качественно изменилось, но всё же живет по миру и в Казани. Когда-то на базе отдыха «Актёр» в Боровом Матюшино, я услышал выступление хорошенькой 4-летней девочки с разноцветными ленточками в косичках, что было и смешно, и трогательно. Мой маленький сын молотил тогда на барабане, а она пела. Её маме сказал, что у дочки большое будущее. Это я про Юлию Зиганшину. Есть и другие, кто поддерживает традиции бардовского движения. На первом фесте, например, слушатели не хотели отпускать со сцены казанских бардов. Даже другие музыканты обиделись. Если есть слушатели, есть исполнители - жанр живёт!

- Чем занимаетесь нынче в Москве?
- Всем! Ставлю, пишу, танцую, организую…Моя специфическая фактура доросла и до кинематографа. Неожиданно много стал сниматься в сериалах. «Тяжелый песок» по Анатолию Рыбакову, где в роли моей жены – Алика Смехова, и мы погибаем вместе, «Дело следователя Никитина», «Эти глаза напротив» о певце Валерии Ободзинском, где играю роль директора оркестра Лундстрема. Сейчас утвердили на интересную, практически главную роль, уже в полнометражном фильме, не сглазить бы…Я востребован, и это очень хорошо! Мне всегда было важно, чтобы меня ценили, понимали и любили свои, близкие по духу и амбициям люди. Чтобы звёзды кино, театра, эстрады говорили при встрече: «Боречка, здравствуй!». Вот так мне хотелось. И это состоялось. Много работаю в Центральном доме актёра, в Доме кино, пишу книги, капустники, создал ансамбль «Генофонд», ему уже 23 года. Считаю, что поставленная цель достигнута. Хотя (смеётся) ещё есть к чему стремиться.

- Сын Роман - композитор?

- Он композитор, пианист, гитарист, с отличием окончил Московскую консерваторию за четыре года вместо пяти. Его произведения поставлены в Германии, в Питере, у него полный стол нот. Был номинантом на «Золотую маску» с сочинением «Чёрная курица» по известной сказке Погоржельского. Работает в жанре, сочетающем оперу и мюзикл. Одно из произведений – «Марбургский счёт» на либретто Евгения Фридмана - повествовало о том, как в Германии, в Марбурге, с перерывом в 300 лет выросли два российских гения - Ломоносов и Пастернак. Интересный сюжет, согласна? К некоторым произведениям сам пишет стихи. Например, он написал либретто к мюзиклу «Хоббит» по Толкиену, который поставили в Детском музыкальном театре «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге. У сына такая ручища, что полклавиатуры разом берёт. Словом, качественный мужик вырос, как отец я доволен.

- С кем интереснее сейчас - с молодняком или с людьми своего поколения?
- Однажды Шуру Ширвиндта студентка попросила рассказать о его встречах с Всеволодом Мейерхольдом (Хохочет). С таким молодняком работать неинтересно, ко мне, наверное, тоже относятся как к патриарху, ровеснику Ленина. Я никогда не был красавцем, комплексовал из-за внешности, большого носа и рано облысел. Но вокруг продолжают крутиться юные девушки с горящими глазами, хотя я примерный семьянин. Как-то услышал от одной девицы: «Вы очень опасно рассказываете!». Знаешь, это самый лучший комплимент, который я услышал в своей жизни.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах