В учебно-тренировочных сборах участвовали молодые люди в возрасте от 24 до 32 лет, которые ещё ни разу не были в космосе, но в будущем должны полететь к звёздам.
Как рассказал начальник Мензелинского филиала Центрального аэроклуба РТ Юрий Долгоаршинных, кандидаты в космонавты прошли психофизическую подготовку к работе в экстремальных условиях космического полёта.
Экстрим по полной
– Для начала молодых людей научили чувствовать воздух с помощью прыжков с парашютами. Дело в том, что сейчас для того, чтобы стать космонавтом вовсе не обязательно быть лётчиком. Достаточно получить, например, инженерное образование. Неслучайно, название профессии «лётчик-космонавт» преобразовалось в «космонавт-испытатель». Вот и получается, что будущие космонавты ни разу не летали, – объяснил Юрий Юрьевич.
Однако прыжки с парашютами выбраны не только поэтому. Чтобы проверить способность человека адекватно действовать в экстремальных ситуациях, надо создать для человека подобные необычные условия. Как известно, прыжок с парашютом способствует небывалому выбросу адреналина. Потому-то его и сделали основой психофизической подготовки космонавтов.
– При этом ошибочно думать, что будущих космонавтов просто учат прыгать с парашютом, – уточнил Юрий Долгоаршинных. – С помощью прыжков испытуемых просто доводят до нужного эмоционального состояния, в котором им предстоит решать различные задачи. Текст своей задачи такой парашютист видит за минуту до выхода из самолёта, когда ему открывается прикреплённый к руке планшет с надписью. Человек прыгает, происходит выброс адреналина, в воздухе теряется контроль над частями тела. В таком состоянии будущий космонавт должен не просто решить математическую, логическую, экстремальную задачу или задачу-перевёртыш, но и параллельно проговорить на диктофон каждое своё действие.
«Разбор полётов»
К тому же процесс полёта снимает видеокамера. Такие «видеосюжеты» подвергаются тщательной оценке психологов. В первую очередь, оценивается адекватность поведения космонавта в экстремальной ситуации в условиях свободного падения. Кстати, специалисты проверяют и психологическую готовность испытуемого перед прыжком, и его состояние после приземления. Каждая попытка завершается «разбором полётов».
Как отметил Юрий Юрьевич, справиться с работой своего мозга и тела в полёте – задача не из лёгких. Поэтому её решение разделено на несколько этапов. Сначала кандидат в космонавты прыгает с так называемым круглым или нейтральным куполом, который не требует дополнительного управления. Потом он переходит от простого парашюта к сложному, которым нужно управлять в воздухе. Далее его полёт усложняется точностью приземления. При этом труднее становятся и логические задачи.
Никто не знает, когда участники учебно-тренировочных сборов смогут полететь в космос: через один или два года, пять или десять лет. Но уже сегодня членов отряда космонавтов относят к элите. Неслучайно на базе аэроклуба «Мензелинск» их проживание сделали максимально комфортным. Лётно-техническую и материальную базу клуба оценили и такие известные представители космической элиты, как Герои России Виктор Рень и Валерий Корзун.
Третий год подряд на сборы в Мензелинск приезжает сборная России по купольной акробатике. Базу аэроклуба использует сборная России по классическому парашютизму и сборная парашютистов-юниоров. Так что Юрий Долгоаршинных надеется, что Центр подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина выберет татарстанскую площадку и для следующей специальной парашютной подготовки будущих космонавтов.