aif.ru counter
151

В Казани была открыта первая в СССР кафедра ракетных двигателей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Татарстан 06/04/2011

Возглавил ее основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, впоследствии главный конструктор советских ракетно-космических систем Валентин Глушко. Старшим преподавателем был назначен Сергей Королёв - основоположник практической космонавтики, благодаря идеям которого впервые в мире был осуществлен запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты.

О том, почему первая кафедра реактивных двигателей (ныне спецдвигателей) была открыта именно в нашем городе и о казанском периоде работы этих выдающихся ученых рассказывает заведующей кафедрой член-корреспондент Академии наук РТ, дважды лауреат государственной премии СССР, д.т.н., профессор Анатолий Дрегалин.

Казанская ссылка

- Глушко родился в Одессе, Королев – в Житомире, научные работы вели в Москве. Как судьба связала их с Казанью?

- Дело в том, что в конце 30-х – начале 40-х годов при казанском авиазаводе № 16 (ныне КМПО) существовало ОКБ тюремного типа, где велись работы над ракетными двигателями новых модификаций с целью применения их в авиации. Сюда то и были переведены после ареста и Валентин Петрович, и Сергей Павлович. Это были военные годы, когда репрессиям подвергались многие советские ученые. В то же время немецкие ученые работали над созданием первой в мире баллистической ракеты «Фау-2» (т.н. «оружие возмездия»). Когда в 1944 году информация об этом дошла до руководства СССР, было принято решение развивать такую же боевую технику в нашей стране.

- … и встал вопрос: где?

- Ответ был очевиден – там, где есть производство и кадры. Кадры в то время готовил только КАИ, производство было на базе 16 завода – специалисты ОКБ спецдвигателей к тому времени уже провели более двух тысяч запусков ракетных двигателей. Естественно, что было принято решение открывать кафедру именно в Казани. Параллельно с работой на кафедре ученые продолжали разработки и вели испытания ракетных двигателей на базе ОКБ.

- Какую лепту внес казанский период деятельности ученых в создание ракеты Р-7 – той самой, на базе которой были созданы ракеты-носители, запустившие в космос искусственные спутники и первого космонавта Юрия Гагарина?

- Можно сказать, что в нашем городе теория жидкостного ракетного двигателестроения была поставлена на практические рельсы – ведь именно здесь в 1944-1945 годах были проведены наземные и летные испытания жидкостного ракетного двигателя РД-1. Конечно, в военные годы рассматривалось только боевое применение ракет, о космосе речи не велось, но проблемы, как в космическом, так и в военном двигателестроении одинаковы - это профилирование сопел, защита стен камеры сгорания, ее охлаждение, выбор компонентов и т.д. Так вот, многие эти задачи получили решение именно здесь, в Казани, а впоследствии эти решения были применены для других двигателей, в том числе и в первой межконтинентальной баллистической ракете Р-7.

Нефть актуальнее космоса

- Какие научные работы сейчас ведутся на кафедре?

- У нас есть программы, осуществляемые по заказу государства, и программы по заказу предприятий. Ракетной тематикой мы занимаемся по госпрограмме – это разработки, связанные с использованием энергии уже не химических реакций, происходящих при горении, а энергии лазерного излучения. На эту тему на кафедре уже защищена кандидатская диссертация, построены опытные образцы лазерного двигателя, осуществлены экспериментальные запуски. Что касается заказов предприятий, то они, конечно, далеки от космоса. Так, например, с 1975 года нами реализуется программа повышения нефтеотдачи пластов месторождений «тяжелой» нефти с помощью парогенераторов.

- Гагарин когда-нибудь посещал КАИ?

- Возможность встретиться со студентами и сотрудниками нашего университета у первого космонавта планеты была на всесоюзном фестивале, проходившем в молодежном центре «Волга», под Казанью. А КАИ не раз посещали другие российские космонавты – Терешкова, Феоктистов, Крикалев, Горбатко, Лебедев… Недавно приезжал Георгий Гречко, он кстати рассказал интересные факты о полете Гагарина. Например, то, что космонавту по поручению правительства приходилось долгое время скрывать, что он приземлился на землю не в специальном спускаемом аппарате, а с помощью парашютов, в том числе аварийного.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах