Старт
Развитие космонавтики в нашем городе, по видимому, началось уже мае 1945 года, когда в Казанском авиационном институте открылась кафедра жидкостных ракетных двигателей. Эту событию предшествовали ряд других, связанных с разработкой и использованием в Германии баллистических ракет Фау-2. Еще в 1944 году в руки советских специалистов попали различные детали от этих немецкой ракет, которые были собраны на освобожденных польских территориях. Наши ракетчики были поражены: предполагаемая мощность ракетного двигателя Фау-2 была более чем в 100 раз выше, чем у нашего ракетного вспомогательного движка РД-1, устанавливаемого на Пе-2 в Казани. Сравнивая тягу в 30 тонн и 300 кг, было от чего схватиться за голову.
Глушко возглавил кафедру, и даже читал лекции, но вскоре из Москвы пришел вызов – лететь в Германию, изучать Фау-2 на месте. Но кафедра должна работать, тем более прошел первый набор студентов. На место Глушко был назначен Вячеслав Алемасов.
В открытых источниках не найти информации, сколько тогда было студентов, кафедра считалась чрезвычайно секретной. В 1965 году она стала именоваться кафедрой специальных двигателей. Известно также, что за годы ее существования под руководством профессоров Вячеслава Алемасова и Анатолия Дрегалина были подготовлены более 1600 специалистов в этой сложнейшей и ответственейшей области освоения космоса. Многие из казанских выпускников стали профессорами и академиками. Например, судьба Бориса Губанова – это показатель того, какой след «ракетчики» КАИ оставили свой след в драматичной битве за космос. Губанов после окончания КАИ попал на Днепропетровский ракетный завод, где создавались известные баллистические ракеты Р-12 и Р-14, и он принимал непосредственное участие в этой работе. Венцом же его деятельности стала работа в качестве главного конструктора знаменитой космической системы «Энергия-Буран».
Конечно, с космосом КАИ связывали не только ракетные двигатели. Это и теория полета и управления космическими аппаратами, сама аппаратура и оборудование ракетоносителей, связь, материалы, а множество других вещей, связанных с в полетами в безвоздушном пространстве. Ученые, преподаватели, выпускники КАИ внесли свой бесценный вклад во все достижения России при освоении космоса.
К сожалению, данная тема освоения, по понятным причинам, всегда была закрыта для широкой публики. Поэтому информация о том, что Казанский химико-технологический институт (КХТИ) тоже связан с космосом, никогда не афишировалась. Но известно, что в этом институте, а сейчас технологическом университете, была кафедра, где готовились специалисты по жидкостным ракетным топливам.
Космические исследования в наши дни
Еще один университет был связан с космосом гораздо с гораздо более ранних времен, чем КАИ и КХТИ. В Казанском федеральном университете (КФУ) с давних пор (1810 год) существует кафедра астрономии, а в 1837 году построена первая обсерватория. В наши дни на кафедре проводятся астрономические исследования по двум основным направлениям: «Космические и наземные технологии наблюдений сложных астрофизических объектов и их интерпретация» и «Координатно-временное обеспечение астрономии и геодезии». Здесь в течение многих лет выполняются фундаментальные научные исследования и прикладные разработки для решения актуальных проблем космической геодезии, спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, геоинформатики, и иных областей знаний и сфер экономики, заинтересованных в применении результатов космической деятельности.
Они решили взаимодействовать в разработке проекта астрометрической обсерватории на Луне, в исследовании метеоритов и космического мусора. Планируется, что ученые из Казани будут участвовать в проектах по лазерной локации космических объектов и Луны, в проектах создания радиоинтерферометров со сверхдлинной базой.
Также есть надежда, что в КФУ будет создан Центр космических исследований и технологий – образовательно-научный, образовательно-просветительский и научно-технологический комплекс мирового уровня в области изучения ближнего и дальнего космоса, а также кластер прикладных исследований.
Татарский след
Что касается отдельных людей, то Юрий Гагарин посетил наш город в августе 1967 года. Впрочем, есть информация, что первый космонавт еще не раз бывал в наших краях с неофициальными визитами по личному приглашению тогдашнего главы республики Фикрята Табеева. Приезжали к нам и другие космонавты, в том числе первая «космическая» женщина Валентина Терешкова.
Сейчас стало известным имя татарина, пилота-инструктора, который обучал в 1955-1957 годах Юрия Гагарина в Первом Чкаловском военно-авиационном училище им. К.Е. Ворошилова. Фонограмму рассказа Ядкара Акбулатова об этом можно найти в интернете.
Интересны воспоминания личного шофера Юрия Гагарина. Татарин Гариф Сайфиев с 1964 года в течение полутора лет водил «Волгу» первого космонавта.
Как Ту-104 в космосе побывал
Любопытный факт - одно казанское изделие побывало в виртуальном космосе, но это событие увидели десятки миллионом зрителей. Речь идет о пассажирском самолете Ту-104Б, выпущенном на Казанском авиазаводе. Когда создавался знаменитый фильм «Кин-дза-дза», возник вопрос, из чего делать космический корабль (пепелац), на котором путешествовали герои фильма. Решением вопроса стал фрагмент фюзеляжа Ту-104, найденный где-то на свалке металлолома.