28-летняя Евгения Осипова работает бортпроводницей национальной авиакомпании два года, но знакома с небом и самолетами с детства.
- Почему вы решили стать стюардессой?
- С небом и крыльями я на «ты» с детства. Выбор профессии был скорее закономерным, чем случайным. Отец всю жизнь проработал в сфере авиации. Он был бортинженером и увлекался малой авиацией. У нашей семьи был маленький самолет Як-18. Почти каждые выходные я проводила с отцом на аэродроме.
Ощущение полета, вид из иллюминатора всегда меня завораживали. Я испытывала дикий восторг в эти минуты. Но поскольку в школе мне нравилась химия, я поступила в химико-технологический институт, а после окончания вуза, устроилась инженером.
Решение кардинально поменять свою жизнь пришло два года назад – я решила стать стюардессой. Кстати, следом за мной бортпроводницей стала и моя сестра. Нам обоим работа приносит радость и удовлетворение.
Стюардессы проходят кастинг
- Трудно попасть в стюардессы? Как проходил отбор?
- Для того, чтобы стать бортпроводницей, нужно иметь хорошее здоровье и пройти специальную медицинскую комиссию (ВЛЭК-врачебную летную экспертную комиссию),рост не ниже 160 сантиметров, носить одежду не больше 46 размера и иметь приятную внешность. В стюардессы берут девушек от 18 лет, со средним или высшим образованием, знанием английского языка не ниже среднего уровня. Когда мы приходили на отбор, всех проверяли на стрессоустойчивость, коммуникабельность. Например, меня спросили, что я буду делать, кто-то из пассажиров позволит себе сделать в мой адрес некорректное замечание? Я ответила, что поблагодарю за его мнение и просто улыбнусь. Моя задача – не допустить конфликт, а самое эффективный способ его решить – улыбка.
Основное требование – это отличное здоровье, без него никуда, даже перед обучением на бортпроводника необходимо пройти медкомиссию (ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия). А потом ее надо проходить два раза в год. Необходимо иметь отличное зрение, слух, дыхание. Прохождению ВЛЭК может препятствовать наличие нарушений работы пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наличие заболеваний почек.
Три месяца претенденты на вакансию проходят теоретическое обучение. Затем следуют полеты в качестве стажеров. В это время будущий бортпроводник вместе с инструктором осваивает навыки уже непосредственно в самолете. После стажировки бортпроводника оценивают на Территориальной классификационной комиссии. (Существуют Федеральные Авиационные Правила - «Медицинское Обеспечение в ГА РФ», где приведен список противопоказаний, препятствующих в выборе этой профессии).
- Какими качествами должен обладать бортпроводник?
- Мы должны быть не просто компетентным, но житейски мудрыми. Часто нужны знание психологии людей, навыки оказания медицинской помощи. Мы никогда не говорим слова «пожар», «аварийная ситуация» на борту воздушного судна. Стараемся избегать этих слов, использовать более мягкие выражения.
Бывают пассажиры, которые бояться летать. Если я вижу такого человека, подхожу и спрашиваю не нуждается ли он в помощи, рекомендую ему задержать дыхание на 5-6 секунд, что позволяет уменьшить уровень выброса адреналина в кровь. Далее убеждаю его в том, что он в безопасности, таких пассажиров нельзя оставлять без внимания.
Психолог, медик и официант в одном лице
- Как проходит ваш рабочий день? Что входит в ваши обязанности?
- Основной задачей бортпроводника на борту воздушного судна является обеспечение безопасности полета и создания комфорта для пассажиров. Рабочий день начинается с того, что экипаж появляется в аэропорту за полтора часа до вылета. Первым делом проходит медконтроль в стартовом медицинском пункте, где медработник оценивает состояние здоровья каждого члена экипажа, после чего пилоты приступают к подготовке к полету в службах аэропорта, а бортпроводник идет на борт воздушного судна, где проверяет готовность пассажирского салона к вылету, а именно, наличие и исправность аварийно-спасательного оборудования, бортовую документацию, чистота салона, наличие мягкого инвентаря. Затем бортпроводник принимает питание, почту, груз и багаж. После того, как выполнены все вышеперечисленные операции, делается доклад командиру воздушного судна о готовности к встрече и посадке пассажиров.
Мое рабочее место называется «станцией бортпроводника». Она находится между кабиной пилотов и пассажирским салоном.
- Какие города и страны вам удалось посетить?
- Я работаю на самолетах CRJ200. Эти воздушные судна рассчитаны на 50 пассажиров. Наши полеты обычно продолжаются не дольше четырех часов. Мы выполныем рейсы по таким направлениям как: Санкт-Петербург, Москва, Белгород, Калининград, Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Сочи, Астрахань. Мне удалось побывать в Германии, Турции, Армении и Италии.
«В небе чувствую свободу»
- Расскажите о своем хобби.
- Я очень увлекаюсь малой авиацией, но перерастет ли это во что-то большее покажет время, говорить об этом еще рано. Люблю путешествовать в горы. Вид с вершин перекликается с видом земли с борта самолета, и приходит ощущение свободы и восторга!
- Вам бывало когда-нибудь страшно?
- Бортпроводник, прежде всего, находясь на борту воздушного судна, обеспечивает безопасность полета. А это не возможно, если ты испытваешь страх во время полета.
Когда произошла авиакатастрофа в Казани, в тот день я должна была выйти на работу. (голос прервался, в уголках глаз собралась влага, но Евгения быстро взяла себя в руки и продолжила). Рейсы отменили. Когда возобновили полеты, и я пошла на работу, страха не было, было просто очень жаль пассажиров и людей, которые погибли.
- Есть ли суеверия у бортпроводников?
- Никогда нельзя говорить «последний рейс». Вместо этого использовать термин «крайний». Также пилоты и бортпроводники не станут фотографироваться перед вылетом. Это плохая примета.
- За что вы любите свою работу?
- За ощущение полёта, свободы, за причастность к клану авиаторов. Когда смотрю в иллюминатор и вижу чистое небо, далёкую землю внизу, приходит умиротворение и спокойствие.