Ильгизар Мардеев: «Я впервые ездил по пескам»
Ильгизар Мардеев |
Будущий пилот команды «КАМАЗ-Мастер», заслуженный мастер спорта России и мастер спорта международного класса пошёл в армию сразу после школы. В 1976 г. началась его служба в танковых войсках на Украине. Ильгизар Мардеев был водителем в ремонтном батальоне.
- Моя жизнь и в дальнейшем была связана с автомобилями, - говорит Ильгизар Азатович. - Одно из самых ярких воспоминаний - учения, первый выезд на полигон. Тогда я в первый раз увидел песчаные дюны, барханы, похожие на те, которые потом преодолевал на «Дакарах».
Он и сегодня внимательно следит за теми переменами, которые происходят в Вооружённых Силах. «К исчезновению портянок отношусь положительно, - говорит Мардеев. - Даже в прошлом веке мы, прослужив год-полтора, старались ходить не в них, а в носочках. Хотя в военное время портянки, наверное, более практичны, если уметь правильно ими пользоваться. Хорошо, что срок службы уменьшился: одного года, думаю, вполне достаточно для того, чтобы молодой человек стал мужчиной, повзрослел. Многие ребята в этом возрасте впервые отрываются от дома, становятся самостоятельными. Сейчас служить стало более сложно: появились новые системы, ко многим вещам требуется профессиональный подход. На мой взгляд, армия должна быть профессиональной: в основном служить там должны контрактники и те, кто хочет посвятить армии всю свою жизнь.
Василь Шайхразиев: «На всю жизнь наелся красной икры»
Василь Шайхразиев |
Мэр Набережных Челнов служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке с 1981 по 1983 годы. Был старшиной заставы, вернулся в звании старшего сержанта.
-Когда мужчинам моего поколения задают вопрос «Что вам дала служба в армии?», можно отвечать: «Всё!» Я возмужал, набрался сил, научился работать в команде, проявил лидерские качества. А самое главное – понял, чего хочу добиться в жизни. Армейская закалка помогла принять многие важные решения в жизни. Горжусь, что отслужил два года. Правда, армия сыграла со мной шутку. В июле-августе начальники застав составляли спецгруппы, которые ловили рыбу. Обычно это была кета, причём с икрой. Икру консервировали, подавали нам на завтрак, обед, ужин. Как в «Белом солнце пустыни»: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…» Вот и мы думали, как бы нам икру на хлеб поменять. До сих пор красную икру не ем.
В современной армии другие технологии, задачи. Сейчас экипировка всех армий мира открытая. И если Россия возьмёт у других стран что-то положительное, то нам будет только польза. Если не будет портянок, не будет и армейских кирзовых сапог. Зато будут носки и новые войсковые ботинки.
Роман Ерыгин: «Армия научила не высовываться»
Роман Ерыгин |
«В стране с 1981-го по 1983 год было достаточно спокойно именно потому, что я защищал её! – очень серьёзно заявляет народный артист Татарстана. - В 21 год я пошёл служить в Тамбовское высшее военное училище летчиков им. Марины Расковой. Но это не только учебное заведение, а боевая часть, её нужно обслуживать. И я был старшим пиротехником авиационного полка бомбардировочной авиации…
А ещё я играл на бас-гитаре в ансамбле училища и пел, если это можно было назвать пением. Но, наверное, этого было достаточно, чтобы развлекать солдат, гостей, которые приходили к нам.
Чему научила меня армия? На мой взгляд, царящая там атмосфера способна подавлять личность… Наверное, армия научила меня не очень высовываться, быть поскромнее, даже в какой-то степени застенчивость привила мне. Я после армии стал человеком, который, прежде чем сделать что-то, 10 раз подумает. Не могу сказать, хорошо это или плохо, но такой опыт у меня есть.