Примерное время чтения: 7 минут
353

День учителя. Каково живется сельским педагогам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Татарстан 02/10/2012

Гельнара Ахметова –учитель информатики в с. Старые Чукалы Дрожжановского района. Свою профессию она называет мастерством души.

«Это больше чем профессия, - уверена она. – Это вечная и гуманистическая миссия. А на селе - особенно. Здесь учитель должен не только передавать знания, но и укреплять устои деревенского быта, возрождать традиции и обычаи, утерянные в прошлые десятилетия».

 

Гельнара Ахметова

 

 

Престиж учителя

- Гельнара Мансуровна, в чём отличие сельского педагога от городского?

- В небольших населённых пунктах учитель всегда на виду. Он педагог и в школе, и после работы. На него равняются, к нему обращаются за помощью. Поэтому он должен уметь многое. Педагоги знают семьи своих учеников, среду, в которой воспитываются дети. Между учителями и учениками, как правило, контакт более доверительный. Разумеется, это гордость для нас, но и огромная ответственность.

- Хватает ли деревенским школам кадров?

- Сейчас в наших школах ощущается острый дефицит квалифицированных учителей – нередко по совместительству преподаем и другие предметы. Чтобы исправить ситуацию, необходимо создать благоприятные условия для работы на селе, независимо от типа школы. Поднимать престиж учителя не на словах, а на деле. Нельзя рассчитывать зарплату в зависимости от количества учащихся! Урок, проведённый для нескольких ребят, ничуть не хуже, чем для целого класса. И усилий требует не меньше, а иногда и больше. Тем более зарплата учителя в регионах настолько мала, что молодёжь в школы не привлечёшь. А с такими «реформами» и последние хорошие педагоги уйдут.

- Могут ли помочь решить проблему педагогические вузы?

- Учителя надо готовить с ориентацией на изменяющиеся условия деревенской действительности. Малокомплектная школа в глубинке существенно отличается от расположенной в райцентре. Необходимо провести типологию сельской школы с учётом национальных, региональных, демографических, культурно-исторических факторов. И почему бы снова в педагогических вузах не ввести собеседование на вступительных экзаменах? Интересоваться, планируют ли абитуриенты в будущем работать в сельской местности, и за достойные ответы добавлять баллы, так недостающие ребятам из глубинки. А в дальнейшем, разумеется, отслеживать, куда идут работать выпускники.

Наглядные опыты

- Одной из главных проблем села сегодня называют закрытие школ.

- Наш район не исключение. За время реструктуризации были созданы новые модели общеобразовательных учреждений: базовые  школы с сетью филиалов, информационно-ресурсные центры, начальная школа – детский сад и образовательные комплексы (школа, библиотека, клуб и почта под одной крышей). Плюс процесса - материально-техническая база. Минусы: детям приходится рано вставать и долго ехать на автобусе – и в дождь, и в снег, и в гололёд, а это порой просто опасно. Поэтому, на мой взгляд, если малокомплектная школа даёт уровень знаний, соответствующий образовательным стандартам, закрывать её не следует.

 

- Как проходит на селе реализация проекта «Электронное образование»? Даже в городе не все педагоги рады нововведениям. Особенно старшее поколение.

- Хорошими темпами. Ведём электронные журналы и дневники. Родители относятся с пониманием. Довольны тем, что могут своевременно узнавать оценки детей. Учителям забот, конечно, прибавилось, но мы привыкли. Вот уже третий год работаем с ноутбуками. Удобно: в любое время можно зайти в Интернет (подключена беспроводная связь –Wi-Fi ), скачать нужный материал, использовать на уроке. Для учителей-предметников были организованы курсы, теперь все с ноутбуками на «ты». Если возникают вопросы, обращаются ко мне как к учителю информатики. В прошлом году установили интерактивную доску, о которой мы долго мечтали.

Радует, что государство обращает внимание на сельские школы - идёт ремонт, появляются компьютерные классы. Однако материально-техническое оснащение всё же отстаёт от городских учебных заведений. Не хватает наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Нет химических реактивов для проведения опытов и практических работ. А детям хочется самим проводить испытания.

 

 

Досье
Гельнара Ахметова родилась в 1979 году в селе Шыгырданы (Чувашия). Окончила Казанский педагогический колледж и Чебоксарский государственный университет. Учитель первой категории, стаж работы 13 лет. После замужества стала представителем учительской династии, стаж которой насчитывает 225 лет. Воспитывает 5-летнюю дочь.

Вернуться домой

- Какие цели ставят ученики после окончания школы? Учиться в вузах? Работать в городах или в деревне?

- Учёба в вузе для сельчан остаётся уделом избранных. Целевых направлений, благодаря которым можно пройти по конкурсу с минимальными баллами, организации выдают немного. Ученики среднего уровня, оценивая свои возможности здраво, выбирают лицеи и колледжи (в недавнем прошлом - училища). Среднее специальное образование даёт первую профессию, а устроившись на работу, молодые люди могут поступить в вуз на заочное отделение. Среди таких абитуриентов котируются строительные и торговые специальности, делопроизводство, профессия бухгалтера.

- Многие ли возвращаются назад?

- Единицы. И это главная проблема села. Остальные ребята пытаются найти работу и жильё в городе, чтобы остаться там насовсем. Мы провели опрос в нашей школе и выяснили, что большинство учеников очень любят малую родину, но хотят выбрать профессии, которые не востребованы. Ещё одна причина, почему молодежь уезжает из деревни, – значительное различие в стандартах городской жизни и сельской. Молодым хотелось бы, чтобы были кафе, кинотеатр, тренажёрный зал.

Практика показывает, что многие сельские выпускники демонстрируют знания не хуже, чем городские, а в некоторых случаях даже лучше. При желании человек может получить одинаково хорошее образование и в столичной, и в сельской школе. Мы можем его дать. Но мы не в силах решить сложности, с которыми выпускники сталкиваются в дальнейшем. На проблемы исчезающих деревень и сокращение учащихся в сельских школах пора обратить внимание не только нам, жителям, но и правительству, и местной власти. Надо стимулировать приток молодёжи в деревню, дать работу, организовать хозяйство, открыть новые предприятия. Тогда и дети в школе появятся, и жизнь наладится на селе. Жильё, работа и досуг – это то, что позволит людям здесь остаться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах