Учитель физики Сергей Родыгин - один из лучших предметников в Татарстане рассказал «АиФ-Казань» о своем зрелищном предмете, «группах смерти» и успешном школьном бизнесе.
«Выигрышный предмет»
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Сергей Иванович, трудно далось «серебро»?
- Непросто, конечно. Практически сутками приходилось готовиться. Соревнование многоплановое: нужно провести открытый урок в незнакомом классе, мастер-класс для педагогов, организовать свой сайт и др.
- Что помогло выиграть?
- Постарался заинтересовать – достал все свои методические «фишки». Но главное, мне повезло с предметом. Физика – зрелищный предмет, а формат «обучение плюс развлечение» сейчас очень востребован. Я провел опыты с жидким азотом, составным элементом модных криошоу. Но победа в конкурсе – это достижение команды.
- Вы работаете в школе всего пять лет. Прийти после аспирантуры в школу – довольно нестандартное решение…
- У каждого человека рано или поздно появляется желание поделиться тем, что ты любишь и знаешь. Плюс надо было кормить семью, а зарплата в 2012 году школе была выше, чем в аспирантуре. Это совпало с потребностью казанских школ в учителях из непедагогических вузов. И вот однажды на доске объявлений в Институте физики я увидел объявление: требуется учитель. Доказывать, что я в школе не случайно, мне пришлось еще до начала занятий – выступать перед педагогами, защищая свое решение.
- Чего еще удалось достичь?
- Совместно с администрацией добились технологического профиля школы. Сегодня производствам в связи с курсом на импортозамещение нужны инженерные кадры, и наша школа сотрудничает с КНИТУ-КАИ и Казанским моторостроительным объединением. С 7 – 8 класса ребята ходят в кружок при заводе. Они там, к примеру, собирают действующие макеты газотурбинных двигателей. Кроме того, мы организовали школьно-производственную компанию для детей, интересующихся техникой. Занимаемся там 3D-моделированием изделий на компьютере, а изготовить их можно из металла на станках с программным управлением, которые приобрела школа. Готовимся выпускать медали для награждения учеников. Подобный опыт уже был, на базе оборудования КМПО. На занятия несколько раз в неделю приходят от 15 до 30 школьников. Один наш выпускник действительно наладил свой небольшой бизнес – выпускает сувенирные брелки для автовладельцев.
- Пионерскую организацию. Помощь немощным, взаимовыручка, общественно полезные дела - это же вечные ценности! Нехватка моральных ориентиров – опасный вакуум для детей и подростков. Но эта организация не должна быть политизированной, так как история уже дала нам этот урок.
- В чем главная проблема нашей системы образования?
- Оторванность от жизни. Я, преподавая кроме физики математику, могу ответить детям, для чего им в жизни синусы и косинусы, но сами себе они на это ответить не могут. За деревьями не видно леса. Вам самим они пригодились после школы? В физику, химию, математику интересующиеся смогут углубиться в вузе. А в школе сегодня важно преподавать основы семейной жизни, права, медицины. Расцвет «групп самоубийц» в Интернете - во многом следствие психологической малограмотности.
Немного шоу
- Как заинтересовать ребёнка физикой?
- Это талант учителя. Заинтересовать легко, если у него самого есть искрений интерес и он умеет им заразить. Он должен быть немного шоуменом, ведь речь о детях. Хорошо, когда есть контакт педагога с родителями. Был случай: мальчику папа с мамой не разрешали выехать на практическую конференцию за пределы Казани, мол, это опасно. Пришлось чуть ли не умолять. Можно отправить ребенка заниматься в центры технического творчества, олимпиадные центры.
- А педагогу какие условия нужны, чтобы раскрыться?
- Моральная и профессиональная поддержка, ведь начинающий учитель очень уязвим. Знаю массу людей, которые не смогли дольше двух – трех месяцев продержаться в школе. В идеале нужно показать, куда можно двигаться. В моем случае произошло именно так. В первый же мой год директор 119-й школы Татьяна Фадеева предложила побороться сначала за грант «Наш новый учитель» - выиграли там оборудование для школы, а потом и престижный профессиональный конкурс «Учитель года».
- В августе прошлого года на вопрос, почему зарплата учителя намного меньше оплаты труда сотрудников полиции Дмитрий Медведев ответил, что если педагогу хочется зарабатывать, есть масса мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Не обидно?
- А чего обижаться? Он сказал правду. Труд учителя недооценен материально. Существенное повышение оплаты было в 2012 году, но с тех пор и цены изменились. Чтобы получать 30 тысяч рублей в месяц, приходится работать на две ставки. На одну просто не выживешь. Возникает проблема качества преподавания, поэтому перегруженность - это одна из самых больших проблем учителей.
- Недавно казанские педагоги пожаловались еще и на непомерную общественную нагрузку. Проблема решена?
- Нет, осталась. Обидно, что это часто неэффективная работа. Возьмём обход квартир в поисках детей, которые не ходят в школу: пришел, наткнулся на закрытую дверь (или с тобой разговаривать не стали) и ушел. А для чего тогда данные паспортного стола, детских поликлиник?
Идем по лезвию ножа
- Какой работой заняты казанские физики-ученые?
- Мои однокурсники на переднем фронте науки. Развивают нанооптику, применение магнитного резонанса, высокотемпературной сверхпроводимости. Кстати, президент РТ дал поручение изучить применение сверхпроводниковых технологий при передаче электроэнергии.
- Правда ли, что физиков за рубеж переманивают?
- Да, в Америку, Францию, Германию. Это товар штучный, востребованный. У нас деньги на науку выделяются, но за рубежом все равно больше. Там и для работы, и для жизни условия лучше.
Хвалу приемли равнодушно
- «Нервы» у родителей по поводу ЕГЭ начинаются уже за несколько лет до экзаменов. Что делать?
- Относитесь к ЕГЭ как к большой контрольной. Просто надо тщательно готовиться. Есть учебники, сайты, которые дают возможность прорешать задачи и оценить результат. Некоторые, наоборот, начинают «учить» в середине 11 класса, выбрав другой предмет. Вот им действительно тяжело. Но надо помнить, что «отличный» ЕГЭ не гарантирует успех в жизни. «Хвалу и клевету приемли равнодушно», как говорил классик. Дольше проживешь.
- Чего не хватает нынешним детям?
- Общения с родителями и неформального – с учителями. Практических знаний. Кроме того, это поколение Z, которое все больше проводит время в соцсетях. Я уже не говорю о компьютерных играх. Ты добиваешься онлайн-побед, а в настоящей жизни их нет. Кроме того, все это отнимает много времени и не дает ребёнку развиваться. Вот поднимает подросток глаз от телефона – а он не твой, он весь «там». А ведь в интернете можно увидеть очень страшные вещи.
- И как поступать родителям?
- Оттягивать приобщение к компьютеру, ограничивать время в Интернете, подключать к реальности, к тому же спорту. В свое время я было связался с плохой компанией, и я благодарен учителю математики, который заинтересовал меня своим предметом. А годом позже преподаватель физкультуры привел меня, восьмиклассника, в легкую атлетику, которой занимаюсь до сих пор.
- Что бы вы поменяли в организации учебного процесса?
- Рекомендовал бы обязательные физкультминутки. Дети - это не взрослые, им труднее сидеть по полдня. Я сам с 8 класса занимаюсь легкой атлетикой и продолжаю сейчас, два года практиковал йогу. Так вот, физическая активность подстегивает умственную. Даже упражнения на равновесие позволяют перераспределить кровообращение и взбодриться.
- Интересно узнать мнение физика - есть ли высшие силы?
- Точно есть! Жизнь на планете - это чудо: мы существуем в узком коридоре физических параметров, идем по лезвию ножа. Будь орбита Земли на километр ближе к Солнцу – жизнь была бы другой, а может, ее вообще бы не было. Представьте, в радиусе миллиарда километров нет ничего живого. А ещё структура нашей галактики очень напоминает структуру атома, они подчиняются одним законам физики.
Еще очень много непознанного, например, непонятно, из чего состоят черные дыры. Некоторые вещи в науке нам не открываются, будто кто-то не дает. Кстати, многие известные физики были очень религиозны, Эйнштейн, Ньютон. Я уверен, и в моей жизни есть сила, которая меня «ведёт».