«Во всём мире русским языком восхищаются, а мы – Иваны, не помнящие родства», - говорит Татьяна Николаева, доктор филологических наук, почетный работник высшего образования РФ.
Обрывки из отрывков
- Повсюду англицизмы: шопинг, банкинг, чартер-бартер и т.д. Вас это не раздражает, Татьяна Михайловна?
- Я спокойно к этому отношусь. Это дань времени. Иностранщиной охвачены все сферы. Слава богу, что хоть ваучеры стали туристическими, я помню и другие, чубайсовские…
- Результаты Всероссийского диктанта по русскому языку не первый год свидетельствуют о почти всеобщей безграмотности. Кто виноват?
- Современные семья и школа. Книги дети не читают, зная лишь обрывки из отрывков. А чтение формирует грамотную речь, умение писать без ошибок. Я уж не говорю о том, что литература необходима, чтобы взрастить свою душу, научиться мыслить, анализировать. Без этого нет личности.
- Личности нынче не нужны, с ними одни проблемы. Нужен офисный планктон или «бамбук» на производстве… Молодняк реализуется в Интернете.
- Значит, государство и общество ждёт деградация. Чтобы сидеть в Сети, большого ума не надо. Из технологического подспорья, из средства коммуникации Интернет превратился в монстра, который пожирает культурную среду и объективную реальность. Мне странно, что это сегодня соблазняет большинство. Люди перестают быть людьми, общество сползает в интеллектуальную пропасть. У меня более 40 лет стажа в Казанском университете. Если раньше на лекциях видела в глазах студентов звёздочки интереса, то постепенно они загорались всё реже и реже, а затем и вовсе погасли.
Единственной целью стало получение диплома, а не знаний. На втором курсе филфака студентыдневного отделения не знают, что написал Грибоедов! Да и специальность, утратив качество, становится штучной. Уровень знаний учителей наших средних школ – ниже некуда.
- Педагогам казанских школ устроили тестовую проверку, основываясь на требованиях ЕГЭ. Учителя сочли это оскорблением.
- А чему удивляетесь? Учителя не уверены в своих знаниях. Что касается ЕГЭ, то Наталья Солженицына была права, когда сказала, что он сформирует потерянное поколение. Я прекрасно помню самый первый ЕГЭ по литературе. Вопрос: любила ли Татьяна Онегина? Варианты ответа: любила, не любила, не очень. Верный ответ: не очень. Где учились чиновники, которые составляют такие тесты? Вам смешно? А мне не до смеха.
Когда министр образования и науки РФ, выступая по ТВ, не может справиться с частицами «не» и «ни», это говорит о многом. Может быть, даже о профнепригодности. Про грамотность документов, исходящих из недр республиканского министерства и прочих властных структур, чуть ли не анекдоты ходят. Как-то я читала лекцию по русскому языку в Госсовете РТ. Очередь потом выстроилась, чтобы внести грамматические и лексические поправки в документооборот. С одной стороны, меня это порадовало, с другой - навело на грустные мысли.
Эволюция слова
- Вы изучаете ненормативную лексику как филолог…
- Ни в одном другом языке мира нет такого феномена, как русский мат. Высоцкий пел: «В общественных парижских туалетах есть надписи на русском языке». Я и сама за границей встречала не пушкинские строки в некоторых местах…
- Русский мат - что-то наподобие экспортной российской статьи наравне с икрой, водкой, газом и нефтью. Но это не повод для гордости. В 80-е я три года работала в Словакии. То и дело слышала «наше, родное» на улицах, в кафе, в молодёжной аудитории. Появились уже и современные словари, составленные якобы докторами наук, где чёрным по белому сказано, что мат - наше достижение,
которым мы должны гордиться. Про этимологию брани на букву «б», откуда пошли «блины», я знаю всё. В древнейшие времена слово было нейтральным, оно означало любое отклонение от поведенческой нормы. В XVII в. протопоп Аввакум именовал этим словом отступников от старой веры - никониан. Но у того же Аввакума есть лексема «выблядки» - незаконнорожденные. Эволюция слова – налицо. История русского языка - очень интересная тема. К сожалению, судя по последним авторефератам соискателей на кандидатскую степень, почти нет исследований, посвящённых литературному русскому языку, его истории, где ещё столько неизученного!- Русский язык как средство коммуникации имеет шансы стать мировым?
В Германии меня недавно пригласили на литературный вечер, посвящённый русской поэзии, которую читали немцы от 18 и старше. Они приезжают на курсы русского языка в маленький городишко под Гамбургом, за что платят большие деньги. Заметьте: не для «корочек», а для души. 90-летний старец с такой любовью и вдохновением читал «Белеет парус одинокий». Он сказал, что не все слова понимает, но ему нравится фонетика русского языка, сочетание гласных и согласных, в общем, музыка. Я тогда поймала себя на мысли, что раз ему 90 лет, то он, вероятно, при фашизме жил? Но ведь влюбился в русский язык! А сколько поляков, чехов, словаков, иранцев, индусов изучают наш неповторимый язык, восхищаются им! А мы – Иваны, не помнящие родства? Итоги Всероссийского диктанта по русскому языку, о котором Вы упомянули, - серьёзный звонок…