Ломать – не строить
- Борис Рафаилович, о печальной судьбе старой Казани кто только не плачется…Но ведь всё произошло не в одночасье.
- И продолжает происходить. Когда разрушили дом на ул. Пушкина, где жил Тукай («номера Булгар». - Прим. ред.), общественность, интеллигенция возмутились, начали писать письма в разные инстанции, но было уже поздно. Власти уверяли: здание будет воссоздано в прежнем виде. Что же мы видим теперь?Очередную «стекляшку» с отдалёнными намёками на прежнее строение. Оставляет желать лучшего поспешная, к Универсиаде, реставрация старых домов в Старо-Татарской слободе. Я ещё не видел, что стало с домом Дружининой на ул. З. Космодемьянской, который для восстановления разобрали по брёвнышку. Но не жду ничего хорошего. А ведь это мои родные места!
- Чем памятны вам эти места под Кремлём?
- Это была Подлужная слобода, существовавшая с XVI века! Тут располагались не только уникальные строения, но и свой базарчик - торговали скотиной, фуражом, углём для самоваров, дровами для печей. На Казанку ходили купаться семьями, это был ритуал. В 60-е годы ХХ века по реке ещё ходил речной трамвайчик от Кремля до Крутушек, он останавливался в Савиновке, у Центрального парка культуры и отдыха, в Больших и Малых Дербышках. Казанка была судоходной. На ул. Бехтерева, 9, стояло потрясающее по красоте строение купца Урванцева (1845 г.). Деревянные мезонины, переходы, лестницы, огромные окна с резными наличниками, железная изгородь каслинского литья… А на высокой дворовой арке по обеим сторонам - два сфинкса из египетского гранита. Уникальная градостроительная композиция! Сфинксы продержались до 70-х годов прошлого века. Потом исчезли. Да и дома уже нет, взамен – безликие мрачноватые многоэтажки.
Бойца из Татарстана поисковики нашли спустя 71 год >>>>
- Вы удивитесь, но я жила в доме №9 по ул. Бехтерева, мимо ежедневно гнали на строительство оперного театра толпу пленных немцев, а жителям, особенно детям, запрещали в это время выходить со двора…
- Сейчас из «былого» в этом районе осталась, пожалуй, только церковь Святой Евдокии, построенная в 1734 г. на средства вдовы известного фабриканта И. Михляева. Именно в этой церкви был приход всей слободы. А мимо неё проходили в давние времена отряды Емельяна Пугачёва, которые шли на штурм Кремля. В 1932 г. в храме разместилась одна из тюрем НКВД. Почти все тюрьмы всегда находились в центре города, пересыльная – у подножия Кремля.
Что в имени тебе моём?
- Центральная улица Казани до сих пор носит имя Н. Баумана, хотя идеальный образ революционера уже развенчан. Н. Челны стали после кончины генсека городом Брежневым, но быстро вернулось прежнее название. Имя, наименование что-то значат?
- На ул. Япеева сегодня 39-я школа, когда-то там была школа №83, носившая имя К. Ворошилова. Хотя с какой стати? Он тут никогда не был. Но мы были уверены: наша школа - лучшая в городе, ведь нам постоянно твердили, что мы должны соответствовать имени маршала своим поведением, успеваемостью, активностью… Энтузиазм был невероятный! А Кошачий переулок в годы войны переименовали в ул. З. Космодемьянской, в ознаменование её подвига. И люди искренне гордились. Имя, название – это идеология. А вот с храмами особая история. На ул. Фукса есть дом, построенный в 1836 г. П. Депрейсом, который был крупным землевладельцем.
Говорят, что в Казани появится электронная книга памяти участников ВОВ? >>>>
В 1873 г. дом перестроили и позже передали Казанской епархии под женское Духовное училище. В советское время в нём размещался профлицей №4, где готовили, в частности, полиграфистов. А во дворе стояла домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Боюсь думать, что от неё мало что осталось, и это тоже идеология, связанная с названием.
- В этом районе родилась София Губайдуллина, великий композитор ХХ века…
- Для меня она осталась Сонечкой. В школе №83, на утреннике, посвящённом окончанию 1-го класса, мы вместе выступали. Я играл на скрипке, она - на пианино. Мы учились в одном классе и в музыкальной школе №1. Ватагой собирались в доме №15 на ул. З. Космодемьянской, где ещё до войны жил будущий писатель Геннадий Паушкин, и ещё на лестнице начинали обсуждать наши школьные проблемы. Когда думаю, сколько замечательных людей обретались в стенах уже снесённых домов, душа болит.
- Неслучайно София Асгатовна не сразу согласилась побывать в квартире-музее на ул.Тельмана, а побывав там, сказала, что это уже не её дом…
- И я её понимаю. Ул. Тельмана стала неродной, чужой. Землю продали олигархам, банкирам. Ул. Федосеевская – теперь так называемая «деревня нефтяников» с однотипными унылыми коттеджами. Неужели нельзя было найти более подходящего места для такого «посёлка»? Набережная Казанки утратила своё очарование. Да и сама река уже не радует взор. Отдыхать с семьёй на её берегах, как прежде, никому и в голову не придёт!
В Казани может рухнуть уникальная церковь 18 века >>>>>
Уходящая натура
- Если уж говорить о воде, то даже в Боровом Матюшино к Волге не подойти: понастроили, перегородили. А знаменитый остров Маркиз поблизости от речпорта просто умер.
- Его настоящее название – остров маркиза Паулуччи (в XVII веке - Гостиный остров). Ещё в середине прошлого века это было любимое место отдыха казанцев. Здесь продавали квас, воду, играли музыканты, имелись тенты от солнца… На Маркиз и в Верхний Услон до 1956 г. ходил легендарный ветеран-перевоз «Волгарь», сработанный в Швеции в 1895 г. Но когда появилось Куйбышевское водохранилище, течение Волги замедлилось, затопило берега. И Маркиза не стало.
- Вы просто кладезь исторических сведений о Казани…
- Я люблю этот город. А интерес к краеведению у меня с юности. Ходил тогда в кружок при Нацмузее, которым руководил студент КГУ Альфред Халиков, впоследствии профессор, член-корреспондент АН РТ. Мы поднимались на верхние ярусы башни Сююмбике, спускались в подземные лабиринты, ходили в походы, занимались раскопками… Мы влюбились тогда в наш город. Казань – уникальна. Но новое поколение уже не знает этой «старушки». И, самое печальное, не хочет знать. Что можем мы показать внукам и правнукам, кроме пожелтевших фотографий из семейного альбома, о чём мы им расскажем, чтобы было интересно? Руины или новоделы? Я не поклонник творчества «мамы панк-рока» американки Патти Смит… Но в 2008 г. на международном музыкальном фестивале «Сотворение мира» она сказала: «Если бы я была хозяйкой этого города, то сделала бы всё, чтобы сохранить его своеобразие».