Старинные часы ещё идут
Может быть, из этого, украшенного выставочными медалями, вёдерного самовара попивала чаёк красавица-купчиха с картины Кустодиева. И, ожидая друга сердешного, поглядывала на часы, которые и сейчас, несмотря на солидный возраст, отсчитывают время…
Хозяин музея, действительный член Международной академии культуры и искусств, заслуженный архитектор РТ Равиль Айдаров случайно увидел самовар, творение поставщика двора Его Императорского Величества тульского мастера Балашова, в комиссионке, где его продавали по цене лома. А вот за этой, с причудливой ручной резьбой, старинной прялкой, которая и сегодня в рабочем состоянии, долгими зимними вечерами сидела, наверняка, крестьянка, думая о тяжкой женской доле. Прошли века, а многие россиянки думают о том же. Прялку Равиль Сайярович нашёл на казанском блошином рынке, куда частенько наведывается. Хобби у него такое – за свои деньги спасать от уничтожения «старьё», которое утратило товарный вид и для антикваров не представляет материальной ценности. Но для архитектора и художника они имеют иную ценность - духовно-историческую.
В хранилище музея антиквариата собраны около 3 тысяч предметов старины>>
О музее Равиль Сайярович задумался не сразу. Будучи главным архитектором Вахитовского района Казани, ходил по развалинам снесённых домов. Под ковшами бульдозеров валялись старинные дверные и оконные ручки, засовы, керосиновые лампы, керогазы, примусы и прочие осколки цивилизации, уносимой ветром перемен. Подбирал то, от чего отказался бы любой старьёвщик, нёс домой, чистил-драил-отмывал.
Когда снёс дряхлую избушку в пригороде, которую семья купила под дачу, и начал строить новый дом, то и тут интересные находки пошли в руки. Старинные строительные гвозди и крепёж, пулемётный патрон, сломанное холодное оружие… «Хотелось бы, конечно, что-то узнать об истории явно непростой семьи, которая тут прежде жила. Но уже не у кого спросить. Вещи, к сожалению, долговечнее людей», - сетует он. Все эти сокровища надо было куда-то девать, не тащить же в городскую квартиру. Под музей он отвёл дачный гараж.
В особняке на улице Карла Маркса обнаружили клад>>
Одних только старых дверных и оконных ручек, сверкающих, как новенькие, здесь почти полторы сотни. Шахтёрская лампа врёмен первых пятилеток с надписью «Донбасс», дамский театральный бинокль в форме портсигара (хоть сейчас на Нуриевский фестиваль!), печная дверка с затейливыми фигурками (каслинское литьё!), берестяные туески для сбора ягод…
Родное пепелище
Главное в музее – семейная память. На машинке «Зингер» бабушка Фатыма сшила когда-то внуку моднющую по тем временам куртку из пожарного брезента. То, что осталось от камуфляжной плащ-палатки, - память о дедушке Хусаине, фронтовике. Есть и современные экспонаты: Айдаров – человек с юмором! На отдельных стендах – синий бахил, «который ходил по мраморным полам мечети Тадж-Махал», а также стёршаяся сандалия, «ходившая» по США, Франции и Греции. Хозяин музея и его жена Галина Николаевна (доктор искусствоведения, зав. кафедрой теории и истории архитектуры КГАСУ), объездили весь мир. Глава семьи всегда берёт в дорогу этюдник. Но загородный дом, построенный им на месте бывшей избушки, украшают отнюдь не импортные виды. На картинах – пересыхающая местная речушка, зарастающее озеро, комариное болото…И всё это ранит душу красотой и грустью по уходящей натуре. Не бережём мы всё то, что имели, и пока ещё имеем...