Недавно прошёл Всероссийский съезд философов. Интересно, какие проблемы занимают их умы?
Куда ведёшь, дорога дальняя?
- Михаил Дмитриевич, вы вернулись с 7-го Российского философского конгресса. О чём говорили?
- О толерантности, глобализации, диалоге мировоззрений Востока и Запада. Конгресс впервые констатировал тенденцию к установлению нового миропорядка. Человечество жило в мире лишь считанные десятилетия. Войны шли по разным причинам, под разными лозунгами, на всех континентах. Образовывались и распадались империи, перекраивались границы. Сейчас мы тоже живём в неспокойном мире, история делает очередной вираж.
- А как насчёт особого пути России, которую умом не понять?
- Про этот путь говорят столетиями. Москву именовали третьим Римом, подчёркивая уникальность, наследованную от Византии, откуда и пришло на Русь православие. Под лозунгом «За веру, царя и Отечество» россияне воевали. Обратите внимание, на первом месте - вера. И Тютчев писал: «В Россию можно только верить». Однако никто до сих пор не сформулировал «особость» этого пути, ведь Россия, хотим или нет, вписана во всемирное историческое пространство, где происходят объективные процессы. Нет и национальной идеи.
- Новый миропорядок - звучит устрашающе. Ф. Ницше вдохновил когда-то на это дело несостоявшегося художника А. Шикльгрубера.
- Да, Гитлер руководствовался идеями Ницше. Немало и других примеров, когда та или иная философская концепция способствовала либо мирному созиданию, либо разрушению и агрессии. Но философы ничего не выдумывают и не диктуют. Обладая обширными знаниями, научной интуицией (что немаловажно!), они анализируют общественные умонастроения, социально-политические процессы и экстраполируют всё это на общемировые тенденции. Нет ничего вечного. Не вечен и миропорядок. Он меняется с той же неуклонностью, с какой происходит движение тектонических плит на планете. Их движение человечество пока не умеет регулировать. Однако оно уже достигло того уровня развития, которое позволяет свести ущерб от мирового переустройства к минимуму, а иногда и обратить объективные процессы в плюс. Огромное значение имеет диалог мировоззрений Востока и Запада. Это долгая, ухабистая, но жизненно необходимая дорога, ведущая к выживанию и прогрессу.
- Какие точки соприкосновения есть между Западом и Востоком?
- Раньше считалось, что люди, независимо от расовой, национальной, религиозной и т. д. принадлежностей мыслят одинаково. Сегодня некоторые крупные философы утверждают, что мыслим мы по-разному.
Даже владея китайским языком, я буду мыслить как европеец. А китаец, как азиат, у него другая логика. Это, конечно, затрудняет диалог Востока и Запада. Но не делает его невозможным. Ведь у мужчины и женщины (смеётся) логика тоже разная, однако они находят общий язык. Противоположности могут и должны договариваться.
- Запад боится Востока...
- Взаимное недоверие было и есть. Но современные промышленные и информационные технологии уже разрушили всякие стены. Философию породил Восток, а развил – Запад. И мы понимаем друг друга! Характерно, что в 2013 г. Всемирный конгресс философов прошёл в Афинах, а в 2018-м пройдёт в Пекине и будет 24-м по счёту. По прогнозам, к 2050 г. по численности населения на первое место выйдет Индия, потом – Китай, западные страны резко отстанут. Надо договариваться, альтернативы нет.
Христос на бирже
- Не кажется ли вам, что высшая школа вползает в яму?
- Пять лет назад казалось. Сейчас нет. Советская модель в рыночном мире уже не прокатит, возврата к прежним принципам управления не будет. Как и возврата к академическому этосу с его сподвижничеством, независимостью, автономностью. Сегодня университет как символ высшей школы рассматривается в категориях партнёра, госзаказа, прибыльности, затратности, конкурентоспособности и т. д. Христосом на бирже быть невозможно. Топ-лист лучших западных университетов – один и тот же десятилетиями с небольшими рокировками. Все они - негосударственные. У нас все вузы и даже Академия наук создавались по велению государства. Однако высшее образование зародилось в Европе в 1088 г. на коммерческой основе! Россия уже не может нести прежние обязательства перед высшей школой, слишком дорого. Пример: в Институте фундаментальной медицины КФУ открыли симуляционный центр. Его стоимость - под миллиард рублей. Все медвузы страны обеспечить за счёт бюджета нельзя. А другие вузы, которые захотят иметь электронный коллайдер, космический телескоп и т. д., чтобы удержаться на переднем краю науки? Мейнстрим российской высшей школы - разгосударствление. Но государство не убегает, а предлагает сделку: оно содействует госполитикой в области образования, обязуется сделать сферу привлекательной для работодателей, инвесторов, бизнесменов.
- Наш бизнес предпочитает вкладываться в яйца Фаберже и футбольные клубы…
- К сожалению! Запад шёл к своей модели высшей школы столетиями, а у нас есть элементы кавалерийской большевистской атаки, чтобы быстро и сразу. Но генеральный путь один. В целях конкурентоспособности мы должны следовать мировым стандартам. Университеты - станции социального обслуживания. Обществу, выражусь цинично, нужна синица в руках, а не журавль в небе.
- Открытие новой звезды никому не нужно?
- Само открытие не нужно прагматичному обществу. Важна практическая отдача. Университеты превращаются в школы высшего профессионального тренинга. Жёсткая вертикаль власти в области образования - тоже обусловленный новый миропорядок, предполагающий переоценку ценностей, некоторые из которых ни к чему хорошему, как известно из истории, страну не привели.