Примерное время чтения: 10 минут
759

Линар Латыпов: Без Востока нет Запада. Каким путём идти России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Татарстан 29/04/2014
фото из архива редакции / АиФ-Казань

«Даже если вы левша, на Востоке постарайтесь принимать от партнёра визитку или документы правой рукой, - советует Линар Латыпов, проректор по внешним связям КФУ, когда мы обмениваемся с ним визитками в начале интервью. – Если не соблюсти эту восточную традицию, переговоры могут быть безнадёжно испорчены».

Линар Латыпов Фото: АиФ-Казань / фото из архива Линизы Гатауллиной

Откуда свет?

Досье:
Линар Латыпов родился в 1955 г. в Казани. Окончил Горьковский госинститут иностранных языков. Служил в ВС в Конго. Работал в Торгпредстве РФ в США, заместителем Постоянного представителя РФ при ОИК (Саудовская Аравия). Проректор по внешним связям КФУ, завкафедрой индоиранских и африканских языков, президент Российского общества востоковедов. Владеет английским, французским, языками.
АиФ-Казань: Линар Наильевич, в 80-е вы были одним из лучших преподавателей англо-американского страноведения в КГУ, потом почти 12 лет возглавляли постоянное представительство РТ в Вашингтоне, четыре года работали помощником премьер-министра РТ по внешнеэкономическим связям. Как стали востоковедом?

Линар Латыпов: Ещё во время работы в США у меня возникла идея написать книгу «Экзистенциальная философия ислама» - сравнительно-сопоставительное исследование духовных учений: индуизма, буддизма, христианства, иудаизма, ислама, используя при этом инструментарий современной экзистенциальной философии.

Феномен ислама тогда начал проявляться на международном уровне как некий политический вызов. Американцы стали приглашать меня в Госдепартамент, в Конгресс, в исследовательские центры, дискуссионные клубы, чтобы я разъяснил американским политологам, что такое ислам. После терактов 11 сентября 2001 г. они не могли понять, что происходит, почему по ним нанесли такой мощный удар радикальные исламисты, почему в России такого не происходит? Американцы считали, что этнический мусульманин из Татарстана, где веками мирно живут и эффективно взаимодействуют представители разных национальностей и конфессий, способен ответить на эти вопросы.

К таким выступлениям приходилось серьёзно готовиться, у меня постепенно собирался интересный материал по философии, этнопсихологии Востока. Я увидел, что все основные духовные учения, в том числе и христианство, имеют восточные корни. Ещё древние римляне говорили: «Ex Oriente Lux!» («С Востока - Свет!»).

С Запада же приходили только революционные трансформации общества. Я глубоко убеждён, что «Арабская весна», другие массовые волнения в странах Востока были инсценированы извне. Хотя в этих странах копились своим социальные и экономические проблемы, их можно было решать по-другому, опираясь на восточные традиции, психологию, менталитет.

Кстати, книгу я написал давно, но издал только в 2012 г. – после того, как поработал в Саудовской Аравии и увидел изнутри, в условиях так называемых «полевых исследований», что такое классический ваххабизм.

АиФ-Казань: Почему в исламе появляются радикальные течения?

Линар Латыпов: Радикальные течения есть не только в исламе, но и в индуизме, например. Но все эти направления преходящи, фрагментарны, поскольку являются реакцией на изменяющиеся политические, экономические условия развития мира, скажем, всемирный процесс глобализации. Они являются следствием не способности изменить обстоятельства мирным путем. Это тупиковый путь.

Общечеловеческая духовность держится на непреложных и вечных нравственных категориях, таких, как любовь, добро, терпение, милосердие. Это объединяющее начало Запада и Востока, всех духовных вероучений. Только опираясь на эти общечеловеческие нравственные ценности (не общественную мораль, разную в различных социумах) возможно изменить мир. Об этом говорят все вероучения мира.

Например, мусульманин в течение дня должен совершить бескорыстно, от души доброе дело. В одном из хадисов Пророка сказано: выйди за дверь, улыбнись первому встречному, но от души улыбнись. Вот это и будет доброе дело.

Миссия выполнима

АиФ-Казань:  Считается, что Россия – не Запад и не Восток, у нас особенный путь.

Линар Латыпов:  Думаю, миссия нашей страны – показать пример евразийского государства (и мы это делаем!), в котором гармонично сочетаются западный, рациональный тип мышления и восточное целостное восприятие мира. Это особенно ярко проявляется в Татарстане: у нас, например, джадидистский (от арабск. – новый) подход к исламу – через разум, через образование. Не случайно в исламе душа и разум обозначаются одним словом «нафс». Душа и разум неразделимы.

Гонконг Фото: пресс-служба президента РТ

АиФ-Казань: Чем мы отличаемся от людей Востока?

Линар Латыпов:  Психологически весьма обобщённо: они интраверты, мы – экстраверты. На Востоке привыкли действовать размеренно, не спеша. Это заметно даже внешне. В Китае бегущих, спешащих куда-то людей на улице не увидишь. У всех ровное, созерцательное выражение лица. Распространены медитативные практики. Молитва – это медитация.

Когда договариваешься о встрече в Саудовской Аравии, могут сказать: «Встретимся примерно в пять (это означает плюс-минус полчаса)». Но это не означает, что человек относится к встрече несерьёзно, просто таков жизненный уклад.

Я считаю, мы, россияне, слишком сильно реагируем на частности. Кто-то что-то не так, как нам хотелось, сказал, кто-то позвонил не вовремя... И вот начинаются метания, все бросаются решать этот вопрос. Потом хватаются за другие дела. В итоге получается хаотичный день.

Согласно восточным воззрениям, жизнь несётся на человека, и он должен верно реагировать на возникающие проблемы. На Востоке люди более уравновешенные, потому что понимают, что, если сейчас и есть тревога и несчастье, то в целом-то всё хорошо – жизнь продолжается. (Принцип божественного всеединства «Таухид» в исламе, «Инь и янь» в Юго-Восточной культурах).

На переговорах китайские бизнесмены никогда сразу не скажут: «да» или «нет». И не надо выжимать из них ответ. Они его дадут через какое-то время, но сначала внимательно изучат вопрос. На Ближнем Востоке и в Иране обязательно добавляют «Инш Аллах» (если на то будет воля Всевышнего).

Сейчас в мире идёт процесс финансовой, экономической, политической интеграции. Но при этом происходит как взаимовлияние, так и локализация культур, одновременно идёт процесс сопротивления глобализации на уровне этнокультур.

Урумчи Фото: пресс-служба президента РТ

В СССР так и не получилось создать нового человека с особенным интеллектом «гомо советикус». Может быть, это даже и не надо было делать. Американцы теперь тоже отказались от модели общества «Melting Pot» (большой плавильный котел) и пришли к «Salad Bowl» (чаша салата), в которой все ингредиенты вместе, но при этом каждый остаётся самим собой.

Нам нужно придерживаться своей евразийской сущности, не метаться ни в сторону Запада, ни в сторону Востока. Евразийство – наш огромный плюс. Евразийская модель предполагает свою модель управления государством, экономикой, бизнесами.

АиФ-Казань: Говорят, на Востоке человек должен уметь приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. Иначе не выжить.

Линар Латыпов:  Если у нас принято полагать, что за нашими спинами – тысячи наших предков, то на Востоке наоборот: человек идёт вслед за своими предками, они ему прокладывают путь. Поэтому на Востоке семейные ценности всегда на первом месте.

Запад часто критикует китайское «гуаньси» (отношения, связи) – основу их деловой этики. Она проявляется, например, в том, что в бизнес возьмут прежде всего своих родственников, близких друзей - потому что им доверяют. На Востоке не подписывают массы бумаг, как это принято на Западе. Там многое строится на доверии.

И у нас в Татарстане много восточных черт управления. Деловые отношения также основаны на доверии и уважении к старшему поколению: если ты хоть однажды кого-то подведёшь, раз и навсегда выпадешь из пространства доверия.

Если на Западе практикуется горизонтальная система управления, то в России предпочитается вертикальная. Руководитель - один человек. И ничего плохого в этом нет. Уважение сильного лидера – наша черта. У нас не может быть горизонтального, распластанного управления – страна слишком большая. Эффективен только сильный центр управления, дающий определённый вотум доверия регионам. Американцы, например, это не до конца понимают и называют авторитарным методом управления.

АиФ-Казань:  Чем занимается Общество востоковедов России, президентом которого вы являетесь?

Линар Латыпов: Мы создаём большой реестр востоковедов России, СНГ, зарубежья. Он постоянно пополняется. Следующим этапом станет оцифровка работ востоковедов. Повсеместно открываются центры востоковедения, поскольку вектор мирового развития смещается на Восток, в Юго-Восточную Азию. Восток – его культуру, экономику, менеджмент, политику нужно изучать более системно. И, главное – нужно научиться предсказывать тенденции в отношениях Запада и Востока.

Кто лучше всех?

АиФ-Казань:  В чём секрет экономического чуда Восточной Азии?

Линар Латыпов:  В Китае, Южной Корее по сей день благо общества ставится выше личного блага. Эти идеи, кстати, пропагандировались и в СССР. Это всегда было свойственно России. А потом мы перешли на западную модель «ты один должен быть лучше всех». Но сейчас мы возвращаемся к прежним ценностям.

В 1993 г. в Китае началась реформа образования. Если у нас в школах 21 учебный час в неделю, то там дети занимаются в три раза больше– 69 часов. И никто не возмущается, что школьники перегружены. Это считается нормальным.

Университеты в Китае – отдельные территории — кампусы, откуда студент просто так выйти не может. Он полностью погружен в учёбу.

Гонконг Фото: пресс-служба президента РТ

Такое внимание к образованию даёт свои плоды. Пять китайских университетов входят сейчас в сотню лучших в мире. Из российских вузов в этом рейтинге пока только МГУ. Это потому, что у нас университеты считались прежде всего образовательными учреждениями.

Сейчас идёт реформа университетского образования, направленная на то, чтобы превратить российские университеты в мощные научно-образовательные центры. Революционные преобразования происходят в КФУ. Формируются новые направления, такие ,как: химиоинформатика, биоинформатика, квантовые технологии, ядерная медицина и т.д. Создаются открытые лаборатории, где ведутся междисциплинарные исследования. Всё это делается, чтобы студенты с начала учёбы вовлекались в научные исследования.

Более того, ставится цель, чтобы выпускники могли создать собственные компании. Поэтому все студенты обучаются предпринимательству, праву. Мы начинаем обучать наших студентов и элементам национальных особенностей ведения бизнеса на Востоке. Делать бизнес там можно только опираясь на взаимное доверие. Неслучайно один из трудов по этой теме профессора Стенфордского университета Френсиса Фукуямы (автора знаменитой книги «Конец истории») так и называется - «Доверие».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах