Примерное время чтения: 9 минут
459

Всем непоседам непоседы. Почему мы не замечаем проблем гиперактивных детей?

Ребёнку-егозе нужна помощь специалистов - это позволит подтянуть его к норме.
Ребёнку-егозе нужна помощь специалистов - это позволит подтянуть его к норме. / Freepik / freepik.com

Есть дети, активности которых хватило бы на троих: малышами они  не способны усидеть на месте – беспрерывно прыгают, бегают, ерзают, залезают и ломают, а в школе они становятся источником головной боли ещё и из-за неважной успеваемости. Как родителям помочь такому ребёнку и себе?

На вопросы «АиФ Казань» отвечает кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог с 25-летним опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья Гульнара Валиуллина.

Нарушители спокойствия

Венера Вольская, «АиФ Казань»: Гульнара Владимировна, наверное, каждый из нас может вспомнить одноклассника, который не может усидеть во время занятий, отвлекает товарищей, перебивает учителя, срывает уроки. За этим поведением часто стоит синдром дефицита внимания и гиперактивности. С такими детьми сложно и учителям, и другим ребятам. Каковы причины синдрома?

Гульнара Валиуллина: В основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция, которая возникает во время внутриутробного  развития. Следствием становится нарушение психических функций, регулирующих и программирующих деятельность. Это приводит не только к избыточной активности, но и к  трудностям с концентрацией. А ведь внимание – одна из важных психических функций: во многом благодаря ей формируется знания, умения и навыки.

Из-за того, что наблюдаются сложности в получении и обработке информации, у такого ребенка хуже память, снижаются способности к обучению. У него отсутствует упорство в деятельности, которая требует сосредоточенности, он склонен к перескакиванию с одного на другое.

 – Взрослые постоянно одергивают неусидчивого малыша или изводят его нотациями. Но настоящие проблемы начинаются в школе: оказывается, что и учиться ребенку сложно.  

 – Да, именно поэтому СДВГ нужно как можно раньше диагностировать. 

 – Как проявляется синдром у малыша?

– Он характеризуется ранним началом, и уже в период новорожденности нередко наблюдаются нарушения ритма сна и бодрствования. У младенца с предпосылками к СДВГ трудно установить режим дня, он засыпает и просыпается в разное время. В раннем возрасте характерна  повышенная возбудимость. Настроение быстро меняется,  малейший фактор приводит к крику, горьким  слезам или к хохоту. Характерно и  общее беспокойство: у ребенка часто плохое настроение, он нередко хнычет без причин. 

Взрослые должны обратить внимание, если их кроха в возрасте от года до трёх не в силах остановиться на одной игре, так как постоянно отвлекается на новую  – играет в каждую буквально по несколько минут. При этом  попытки  увлечь не всегда успешны, поскольку с ним сложно договориться, он стремится поступать по-своему. Кстати, даже во время попыток переговоров непоседа порой продолжает бегать и кричать. Неудивительно,  что у родителей быстро опускаются руки.

 – Как ведёт себя  гиперактивный малыш в детском саду?

– Воспитатели жалуются, что он отказывается соблюдать режим, например, есть вместе со всеми. Ближе к трём годам разбрасывает игрушки и «всё делает наперекор».

В 3 – 5 лет типичная картина СДВГ уже отчетлива:  ребенку трудно удерживать внимание на одной деятельности, сложно контролировать эмоции. Раз он быстро устает от умственной деятельности и с трудом сосредотачивается, то это отражается на знаниях: путается в цветах, формах, названиях животных. Правда, нужно  учесть, что  некоторые признаки встречаются у нормотипичных детей.

Случается и такое, что причинами описанного поведения являются ошибки воспитания или педагогическая запущенность, но  чаще  все же СДВГ.

– Есть изменения со стороны тела?

– Нередко, хотя и не всегда, речь развивается с задержкой, нарушено произношение. У некоторых детей отмечается тремор  – дрожат ручки, ножки, голова. Часто фиксируется моторная неловкость:  ребенок часто спотыкается. падает, ему сложно выполнить задание пройти по узкому мостику. Встречается также недержание мочи или энкопрез.

– А как понять, это синдром дефицита внимания с гиперактивностью или просто ребенок живой?

– Во втором случае он будет шустрым в основном дома, с близкими, а в детском саду – выполнять задания, соблюдать нормы поведения.

Выскочка-хвастун

– Как проявляется синдром в школьном возрасте?

 – Учителя замечают сложности со счетом, с письмом (линии нередко слабые, волнистые). Происходит нарастание когнитивных расстройств, и ребенок начинает отставать по многим предметам.

– А ведь он к тому же хвастун-выскочка или вспыльчивый, и этим раздражает одноклассников.

  – Да, при этом и дома ему попадает за непослушание, неусидчивость, нерадивость в учебе, и получается  ситуация «весь мир против одного». Эти дети обычно добрые и часто они не понимают, почему их сторонятся сверстники, отчего взрослые постоянно делают замечания или взрываются.

Постепенно у них формируется низкая самооценка («у меня ничего не получается», «я плохой, глупый»), низкий уровень притязаний («ничего не хочу — все равно не получится»), а также агрессивное состояние.

  – Говорят, что нужно начать с осознания, что есть проблема, которая не вызвана избалованностью или невоспитанностью ребенка, а еще с  его принятия.

  – Нужно напоминать себе, что сын или дочь делает все наоборот не специально, он действует соответственнно особенностям своего мозга. Он (она) не меньше, а больше обычного ребенка нуждается в ласке, объятиях, понимании, ободряющих словах. Надо создать дома доброжелательную атмосферу.

Второе – нужна комплексная помощь специалистов, и, повторюсь, чем раньше она придет, тем лучше. Игра стоит свеч: в 75% случаев дети подтягиваются к норме, если с проблемой работать. 

 –С чего начать?

 – Первый этап – постановка диагноза. Это может сделать только психиатр. К сожалению, родители, если и обращаются к врачу, то к неврологу, но тот обычно назначает лишь укрепляющую терапию, а нужно направленное лечение СДВГ. Благодаря грамотной медикаментозной терапии улучшается кровоснабжение головного мозга, усиливается концентрация внимания, снижается импульсивность.

Воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, и нередко мамы по-настоящему истощены. Не нужно отрицать это. Чтобы сохранять ресурсное состояние, понадобится психотерапия, лучше всего – семейная. Все взрослые  в семье должны иметь понимание особенностей ребенка.

– А еще какие специалисты помогают детям с СДВГ?

– Хорошая поддержка – помощь нейропсихолога, который создаст условия для улучшения нейродинамического фона психических процессов, формирования произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности. Если  имеется отставание в развитии, понадобится дефектолог, если нарушения речи – логопед. 

 – Должен ли ребёнок проходить психолого-медико-педагогическую комиссию?

 – На ПМПК определяется психический статус  ребёнка с нарушениями и его образовательный маршрут, но  поскольку нет отдельной нозологии «СДВГ», то ПМПК не нужна (если нет задержки развития и школьник справляется с учебной программой). Такие дети должны учиться в обычном классе. Но их не должно быть много в классе.

Повзрослев, часто меняют работу

 – Каково положение дел после начальной школы?

  – К 10 годам происходит созревание мозговых структур, которые отвечают за программирование и контроль деятельности. Если оказывается  помощь специалистов, благодаря которой нет отягощения в виде эмоциональных и когнитивных расстройств, признаки гиперактивности и нарушения внимания сглаживаются, и у большинства происходит трансформация  в норму.

Если же ситуация в дома и в школе складывается неблагополучно, то проявления СДВГ могут стать ярче. Во взрослой жизни человеку будут мешать низкий образовательный уровень, склонность менять место работы, вредные привычки.

 – Школа «не замечает» проблем таких детей. Как там могли бы помочь?

 – В идеале нужна поддержка школьного психолога – по развитию познавательных функций, волевой сферы, улучшению концентрации внимания. К сожалению, психологи редко ведут такую работу. Мало уделяют внимания таким ребятам и учителя. Поэтому проблема стоит остро.

Но если у мамы получится наладить с учителем контакт, педагог поможет адаптироваться к школьной программе, наладить общение с одноклассниками.

Самый важный шаг сейчас у нас как у общества – чтобы  учителя начальных классов были осведомлены о б СДВГ и умели работать с этой категорией детей. Важно создавать ситуацию успеха, чтобы ученик поверил в свои силы. В частности, ребенку будет проще с щадящими нагрузками, регулярной сменой деятельности, чередованием статической и динамичной деятельности. Лучше давать короткие простые задания, постепенно усложняя их.

То есть нужно организовывать среду под потребности человека с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А в идеале для адаптации таких ребят стоило бы в начальных классах ввести программу, направленную на психокоррекцию их состояния.

ДОСЬЕ

Гульнара Валиуллина. Родилась в Самарской области. Закончила Елабужский пединститут. Защитила кандидатскую диссертацию по коррекционной педагогике в Москве.  Создатель сети психолого-логопедических центров, доцент КФУ.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах