Примерное время чтения: 9 минут
383

Молчал, потом заговорил. Дефектолог – об ошибках родителей «сложных» детей

В Татарстане для детей с ОВЗ сегодня созданы хорошие условия.
В Татарстане для детей с ОВЗ сегодня созданы хорошие условия. ru.freepik.com

Отставание сроков и темпа развития, снижение познавательного интереса, недоразвитие речевых функций, примитивность интересов и мотивов – лишь некоторые признаки ментальных нарушений у детей. Эта категория – самая многочисленная в группе риска по здоровью среди детей.

Как может проявляться задержка в развитии малыша и почему важно мнение нескольких неврологов, а не одного, «АиФ Казань» рассказывает кандидат педагогических наук, логопед, дефектолог с 25-летним  опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Гульнара Валиуллина.

Когда показать малыша специалисту?

Венера Вольская, «АиФ Казань»: Под ментальными нарушениями понимают прежде всего нарушения интеллекта. Родители очень боятся их обнаружить, тем не менее не всегда могут их распознать. Гульнара Владимировна, что должно насторожить на ранних этапах развития ребёнка?

 Гульнара Валиуллина: В первые месяцы жизни нужно обратить внимание на его общую активность. В возрасте от двух с половиной до трех месяцев появляется так называемый «комплекс оживления»: малыш проявляет эмоциональную активность в ответ на ласковое обращение к нему (отвечает улыбкой, машет ручками, активно гулит). Если такого не происходит, это серьезный сигнал, чтобы обратиться к специалистам – педиатру, неврологу, а также к дефектологу, логопеду, нейропсихологу.

Часто бывает, что до года никаких особенностей не проявляется, ребенок нормально двигается, сидит, пытается ходить, а речь остается на уровне лепета. У одних детей речь так и не появляется, а другие постепенно начинают говорить, произносить слова.

Помогает хорошая генетика, возможности мозга, сильный организм. Тем не менее способность быстро обрабатывать информацию, формулировать мысли, другая сложная деятельность могут быть снижены, так как было нарушено формирование структур, которые отвечают за высшие психические функции. Без специальной помощи у ребёнка в дальнейшем могут быть трудности в учёбе.

– А в год и позже какие ориентиры?

 – В норме в год в словаре у мальчиков бывает в среднем 8 слов, у девочек – 12. К полутора годам – фразы. Тревожный признак – долгое застревание на одном уровне. Это означает, что маленький человек в группе риска по недоразвитию речи, ведь в первые годы жизни речь развивается бурно, словарь должен пополняться очень быстро – до тысячи слов к трём годам.

Обратите внимание, есть ли развёрнутая речь, отслеживает ли ребёнок причинно-следственные связи, отражает ли это в речи: «на улице холодно, поэтому нужно надеть тёплую куртку и варежки».

К сожалению, на консультацию нередко приходят родители с детьми, которые плохо говорят. Родители объясняют себе и нам: «он устал, стесняется». Нет, это не причина.

– А когда должен состояться первый визит к специалисту по особенностям развития малыша?

– Нужно наблюдаться с самого рождения, если были нарушения внутриутробного развития, другие факторы риска, такие как родовая травма, гипоксия. Не стоит недооценивать и риски кесарева сечения. Особенно важно не избегать специалистов, если это первый ребёнок, первый опыт родительства. Желательно показать малыша ему уже в два месяца.

– Нередко мама видит, что какая-то функция, например, речевая, запаздывает, но подсознательно боится услышать диагноз и тянет с обращением к врачу. К тому же окружающие успокаивают, мол, все дети разные, заговорит.

 – Кто-то действительно заговорит, а ведь кто-то нет. И время работает против. Для каждой функции есть свой сензитивный (чувствительный) период. Например, речевая функция активнее всего развивается до трех лет, поэтому нужно начать работать с логопедом в течение этого периода. После трёх лет – уже поздновато. После шести лет – очень поздно, но все равно надо работать. То есть обращаться нужно в любой период, но чем раньше, тем лучше. Меньше требуется усилий, меньше затрат. Нужно понимать, что развитие речи обусловливает развитие мышления, поэтому проблемы с ней сказываются на когнитивных способностях.

 – Слышала о ситуациях, когда детям из обычных семей ставили диагноз «педагогическая запущенность»...

 – Нередко встречаются случаи, когда нарушение речи малыша обусловлено средой, в которой с ним мало говорят. Например, мама и папа подолгу сидят за компьютером, телефоном. А у крохи тоже нет необходимости много разговаривать – ему достаточно показать жестом, и дадут то, что он просит. Особенно критично, если ребёнок не ходит в детсад.

Нельзя недооценивать и важность эмоционального контакта с мамой, например, для младенца он исключительно важен, так как способствует развитию ребенка, его психики. Поэтому его нужно больше обнимать, улыбаться ему, разговаривать с ним, петь песенки, укачивать на руках. Кстати, укачивание тоже стимулирует развитие мозга.

– С каких специалистов начать, если заметили что-то тревожащее в развитии ребёнка?

 – С хорошего врача-невролога. Он поможет выявить органическую «основу» проблем, назначит физиотерапию, медикаментозную терапию. Очень важно принимать назначенные лекарства. К сожалению, некоторые родители не понимают значимость препаратов, скажем, для улучшения кровообращения мозга и не дают их детям.

Лучше, кстати, обратиться не к одному, а нескольким неврологам. Несколько мнений в таком вопросе, как нарушение развития ребенка, в любом случае важно. Кроме того, я часто слышу от родителей: «меня невролог успокоил, сказал, всё в норме». Не все врачи видят проблемы с психическим развитием маленького пациента. А иногда мамы словно не слышат доктора, когда он говорит, что нужно сходить к дефектологу.

После невролога надо обязательно обратиться к логопеду и нейропсихологу. Они видят предпосылки  развития нарушений раньше родителей и дадут рекомендации на самых ранних этапах, когда их легче всего скорректировать. Это важно для предотвращения недоразвития высших психических функций.

– Какой ещё специалист может помочь малышу с ментальными нарушениями?

– Головной мозг человека состоит из множества разных структур и отделов, и недостатки развития в одних отделах приводят к нарушению других. Эти вопросы можно решить с врачом-остеопатом.

Я не раз видела, что в результате его помощи ребёнок начинает говорить, так как после снятия зажимов улучшаются связи между различными структурами мозга, что приводит к лучшей его работе и развитию психических функций.

– Приходилось слышать от мам: я сама занимаюсь с ребенком, вон у нас кубики Зайцева, кинетический песок, развивающие доски (бизиборды).  Почему без логопеда, дефектолога сложнее добиться заметного результата?

 – У них есть знание психологии этой категории детей и владение методиками развития познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, поведенческой сферы, подкреплённые ежедневным опытом. Порой мамы достигают каких-то результатов, но после этого может наступить тупик. Всё бы ничего, но они теряют на этом много времени. 

В какую школу пойдёт малыш с задержкой?

– Каков сегодня образовательный маршрут ребенка с ментальными нарушениями и какая школа лучше, общеобразовательная или специальная?

– Для детей с нарушениями интеллекта я советую специальные школы. Относительно недавно были приняты специальные федеральные стандарты для детей с ОВЗ и детей с нарушениями интеллекта. В образовательной программе для учеников с нарушением интеллекта, акцент делается на воспитательной работе, трудовом обучении и развитии самостоятельности, социальных умений. То есть задача — максимально подготовить к самостоятельной жизни.

 Если речь идет о двигательных или сенсорных нарушениях (например, слуха или зрения), многие ребята могут обучаться в рамках общеобразовательной школы по специальным адаптированным программам.  Им оказывается помощь со стороны психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, чтобы ребёнок овладел программой и получил все необходимые знания. По закону он имеет на это право.

В целом в Татарстане для детей с ОВЗ сегодня созданы хорошие условия. Например, в общеобразовательных школах создаются инклюзивные класссы, где обучаются ученики с расстройствами аутистического спектра вместе с нормотипичными детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.

 – В жизни каждой «особенной» мамы есть период, когда она стесняется выходить с ребёнком в общество. Иногда он затягивается. Что посоветуете?

– Когда рождается ребенок с двигательными или сенсорными нарушениями, синдромом Дауна, родители, как правило, узнают об этом сразу же после рождения, и у многих наступает шок, ведь они-то ждали появления здорового малыша. Если касается психических недостатков, мать и отец не сразу узнают о них, поскольку они проявляются позже, и этот этап происходит, но позже.

В этот стрессовый период можно упустить драгоценное время, будет потерян лучший этап для развития. Рецепт один – обращение к специалистам, которые помогут и маме, и малышу, и переключение на конструктивную деятельность. Нужно, чтобы родителям рассказали о потенциальных возможностях ребенка, о том, какие центры занимаются развитием таких детей.

 Что касается ситуаций стеснения в поликлинике, транспорте, это чувство говорит о том, что мама ещё не приняла ребёнка и ей нужно поработать с этим состоянием. В этом ей могут помочь клинические психологи.

– Что главное нужно, чтобы обеспечить развитие сына или дочери с нарушениями?

– Как можно раньше начать абилитационную работу с малышом. Абилитация – это оказание ранней комплексной помощи ребенку, когда на одну цель работают врачи, нейропсихологи, логопеды, педагоги. Необходимо также опираться на возрастную периодизацию развития психических и физических функций у ребёнка. К примеру, для каждого периода характерен определённый уровень развития речи.

Не обойтись и без  сильного желания папы и мамы развивать малыша, помогать ему продвинуться. И наконец, нужно верить в успех. При системной работе с ребенком родитель непременно получит положительный результат.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах