Примерное время чтения: 15 минут
672

Инесса и её театр. Как девушка-колясочница из Казани меняет мир

Инесса начала ходить только в 25 лет.
Инесса начала ходить только в 25 лет. / Инесса Клюкина / личный архив

«Энергия, стремящаяся вперёд», – переводит название своей творческой студии его организатор и руководитель, 32-летняя жительница Казани Инесса Клюкина. – «Э-моция» – это «Э» – энергия, «моция» – направление движения». «Э-моции» всего лишь пять лет, но она уже активно гастролирует по всей стране. Вот и сейчас студия только что вернулась со Всероссийского парафестиваля «Театр-территория равных возможностей» из Самары. А сегодня даёт спектакль к своему юбилею. Иногда даже не верится, что эту театральную студию создавала девушка, которая сама встала на ноги лишь несколько лет назад. О невероятной истории стойкости – в материале «АиФ-Казань».

«Вижу ромашку – быть чуду»

Улыбчивая и открытая, искренняя и прямая – кажется, она растормошит любого и заставит жить – вдыхать воздух полной грудью, радоваться любым мелочам, удивляться каждой секунде.

Она сама похожа на ромашку, её любимый цветок. Ромашки, с одной стороны – это символ чистоты, искренности, с другой стороны – это знак стойкости, выдержанности.
И сама Инесса такая же – внутри ершистая, но солнечная, как жёлтая сердцевина. И как белые лепестки цветка тянутся к небу, так и она тянется – к свету, новым познаниям, творчеству.

Инесса с самого детства была уверена в двух вещах: она будет ходить и она будет заниматься творчеством.

Девочка родилась с травмой спинного мозга, дома передвигалась на коленях, на прогулках – вприпрыжку на костылях или в инвалидной коляске. И всегда мечтала, как откроет однажды утром глаза, встанет с кровати и пойдёт своими ногами.

Но время шло, а ничего не менялось.

Инесса любит путешествовать. Фото: личный архив

«Выпрыгнуть» из коляски удалось только после того, как она поняла, что всё зависит только от неё самой и пора принимать решения. Знакомые говорили Инессе: наверное, делать операцию следует в Германии или Израиле, потребуются миллионы на лечение, но сделали спасительную операцию Инессе в Республиканской детской клинике в Казани.

Сначала врачи не решались её оперировать: «Ты же понимаешь, что может быть 50 на 50, либо ты будешь ходить, либо всё будет как прежде, а, может, даже ситуация ухудшится – и тебе придётся отрезать ноги». Но и врачи сдались под её напором: «Давайте делать!». 

«Я верю в нож и в волю», – сказал мне хирург на вопрос «А могу ли я заниматься, как совсем встану на ноги, парными танцами?», видя мои успехи», – улыбается Инесса.

«Нож» не подвёл: врачи сделали всё – и даже больше. А воли у девушки – хоть отбавляй. Она пошла, но не в миг, а шаг за шагом, спустя пять операций за четыре года.

«Это был момент, когда я начала судорожно искать и познавать себя, и я определила для себя: вижу ромашку – быть чуду! И знаете – помогает, – смеётся девушка. – Помню, еду ложиться на очередную операцию, вижу логотип с ромашкой – и сразу так спокойно на душе. А в больнице постоянно на глаз попадались халаты, пакеты, чашки – с ромашками. Хорошо, что ромашки популярны в нашей стране».

И в это же время, когда сама Инесса делала свои первые шаги, появилась «Э-моция» – инклюзивная творческая студия, где создаются спектакли с участием «людей и для людей с инвалидностью и без».

Они идут вместе: Инесса и её театр. Вначале нерешительно, спотыкаясь, падая, набивая шишки. Но с каждым шагом, с каждым годом – шаг становится всё твёрже и увереннее.

Ядро «Э-моции», её сердце – сама Инесса, которая руководит ею, а душа – Неля, режиссёр театра.

Душа творческой студии - Неля Суркина. Фото: личный архив/ Неля Суркина

Изначально было решено, что занятия для всех в этом проекте бесплатные. Педагоги занимаются с актёрами на добровольной основе. Билеты не продаются, вход на спектакли свободный.

«Пять лет назад моя жизнь круто изменилась, – говорит режиссёр Неля Суркина. – Студия сейчас – это большая часть моей жизни. Моя работа – это студия. Мое общение – это, в основном, студия. Мои какие-то мысли, идеи о мире – это всё через призму работы в студии. Сначала студия – это было для меня стопроцентное творчество. Но сейчас, когда мы работаем так много, я стала видеть, что мир несовершенен. Я стала видеть какие-то вещи, которые раньше не замечала, и это благодаря ребятам, с которыми мы делаем студию. И я понимаю, что вот здесь я могу сделать шаг и, возможно, мир от этого изменится в лучшую сторону. Поэтому я стараюсь делать эти шаги. И стараюсь придумывать какие-то проекты, реализовывать идеи, чтобы как-то менять мир. Может, это очень маленькие шаги, но с маленьких-маленьких шагов начинаются большие изменения».

Исповедь Ассоль. Фото: Артемий Мельников. 

Спектакль в день рождения

Два года назад Инесса Клюкина стала Лучшим волонтёром России.

«Гран-при мне вручал Владимир Путин. Эта победа дала какой-то выход на другой уровень, – считает девушка. – Нас стали позиционировать как представителей инклюзивного сообщества в Татарстане, стали чаще приглашать участвовать в различных проектах – как в республике, так и по стране. Очень приятно, что на один из спектаклей пришёл президент Татарстана Рустам Минниханов. Часто бывает, что випы приходят, говорят приветственные слова или награждают за что-то и уходят. А президент посмотрел полностью наш спектакль, и это очень приятно».

"Снег". Фото: Елена Гредюшко

Сейчас, спустя пять лет, Э-моция», по её словам, уже больше, чем театр. Все проекты направлены расширение инклюзивного сообщества.

За пять лет состоялось 47 показов спектаклей в 14 городах России, которые посмотрели больше 8 тыс. зрителей. В театре основной коллектив – 18 человек. Очень много людей – вокруг. Тех, что помогают театру.

На репетиции. Фото: из архива творческой студии "Э-моция"

«С мая 2020 г. театр ушёл на карантин из-за пандемии. Мы стали почти ежедневно проводить онлайн-встречи в эфире, которые начинались в 11 вечера и длились до утра, – рассказывает Инесса. – Мы болтали, рассказывали всякие истории, устраивали онлайн-вечеринки. Создали онлайн-спектакль «Телефон» по Корнею Чуковскому. Его показали для детей из специальных школ Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска… А с июля стали готовить спектакль «Диалоги». В сентябре вышли в оффлайн, стали показывать спектакли и ездить на гастроли. Мы и раньше, до пандемии, думали, как бы выйти в онлайн, но всё время чего-то не хватало. А как вышли, поняли, что это даёт новые возможности – показывать спектакли онлайн другим городам страны и мира».

На гастролях в Елабуге. Фото: Елена Гредюшко

«Э-моция» в свои дни рождения, так уж повелось, сама делает подарки – своим зрителям.

Год назад это был танцевальный флешмоб «Танцуй, как в Казани». Участники творческой инклюзивной студии «Э-моция» записали танцы на фоне главных достопримечательностей города – Казанского кремля, главного корпуса Казанского (Приволжского) федерального университета, набережной озера Кабан, записали обучающее видео и предложили жителям других городов и стран тоже станцевать. И в интернете стали появляться ролики под хештегом #танцуйкаквказани, к акции присоединились жители Новосибирска, Череповца, Чебоксар, других городов России. И даже других стран.

Пятилетие театр «Э-моция» отмечает спектаклем «Диалоги», который покажут в понедельник, 27 сентября. Для жителей 12+ и для тех, кто считает, что вырос. Это тоже подарок зрителю.

"Диалоги". Фото: Елена Гредюшко

«Этот спектакль – погружение в детство. Каким было наше детство? Что сохранилось в воспоминаниях? И чего не хватает взрослому для счастья? Такого счастья, каким оно было в детстве. Диалог в универсальном философском значении – форма познания и существования, в которой человек знакомится и вступает в разговор с самим собой. Что растеряли на пути к взрослости, а что нет. Это некий билет в портал детства», – рассказывает Инесса.

Спектакль "Диалоги". Фото: личный архив

Найти друг друга

Ещё один портал «Э-моция» организовала в интернете – это сообщество особых театров. Он пока ещё в стадии заполнения. Это сайт для быстрого поиска партнёров в области особых театров. Особые театры – это театры, студии, участие в которых принимают люди с инвалидностью.

«Когда появилась «Э-моция», мы искали подобные коллективы, как мы. И не могли найти. Они по-разному называются: «инклюзивные», «включённые», или «интегрированные». Некоторые вообще не включают в своё название «особость». Найти друг друга – важно для тех, кто только мечтает создать свой театр и для тех, кто уже создал его, но хочет сократить путь, не набивать те же шишки, что набивали мы», – считает Инесса.

 У этого портала объединяющая функция. Он создан для связи. И уже много случаев, когда эти театры хотят писать совместные проекты, устраивают обменные гастроли. Кроме того, по словам Инессы, в соцсетях создан чат с режиссёрами особых театров, где они общаются.

Перформанс "Цветение". "Фото: Ильнур Газизуллин

В портал уже занесены уже около 50 таких театров и студий. Про семь из них сняты фильмы.
Отдельно сняли фильм, который называется «Школа зрителя особого театра» – это размышления режиссёров особых театров – надо или нет как-то готовиться к показам особых театров, кто участвует в спектаклях и так далее.

Ещё «Э-моция» запускает новое направление – «инклюзивную мастерскую перформанса» с Нурбеком Батуллой, обладателем самой престижной театральной премии страны «Золотой маски».

«Это самый крутой хореограф Татарстана, – говорит Инесса. – И мы счастливы с ним работать. Для нас – это, конечно же, повышение мастерства. Сейчас мы отбираем ребят, смотрим их анкеты. В мастерскую войдут люди и с инвалидностью, и без неё. Занятия будут проводиться два раза в неделю в течение трёх часов. Как итог – мы покажем перформанс на площадках Казани».

Театральная студия, по словам Инессы, это как большая семья. Это живое общение на репетициях и гастролях. Это совместный отдых – походы в театры, музеи, в караоке-бары.

«Когда мы стали общаться, пришло понимание, что люди с инвалидностью редко выходят в общественное пространство. И мы стали вести рубрику в соцсетях #провереноэ_моцией, чтобы они не боялись выходить на улицу, к людям», – рассказывает Инесса.На гастролях. Фото: из архива творческой студии "Э-моция".
В этой рубрике студийцы рассказывают о доступности посещаемых мест для людей с инвалидностью.  Инесса объясняет: доступность бывает разная. Архитектурная – могут быть пандусы, все условия, но люди косятся на тебя, они не готовы видеть людей с ограниченными возможностями здоровья. Или когда, к примеру, к месту ведёт высоченная лестница, куда на коляске не забраться, но тебе помогут подняться, тебе рады здесь.

"Возвращение". Фото: Наталья Рыжова

По словам Инессы, жизнь – это всегда развитие, всегда изменения. Меняется она – меняются люди вокруг неё, меняется мир.

«Э-моция» расширяется, расширяюсь и я. Кроме ромашки я обрела ещё один символ – подсолнух, – улыбается она. – Ромашка нашла меня в непростой для меня период жизни, когда я только училась делать свои первые шаги. Через неё я вела разговор с миром, Вселенной, Творцом. Каждый раз, когда я её видела, это был для меня знак от Творца, то что я на правильном пути. Я меняюсь, внутри меня происходят важные изменения. Я обретаю новые символы. Недавно появился подсолнух. Он очень похож на ромашку. Но он стал для меня символом моих внутренних изменений и взросления».

«АиФ-Регион» (Татарстан) выдвигает Инессу Клюкину на Международную премию «Вера и Верность» Фонда Андрея Первозванного

"Диалоги". Фото: Елена Гредюшко

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах