Почему гиперактивность это не признак невоспитанности и как справиться с таким ребенком рассуждает казанский психолог Валерия Хоркунова, которая занимается нейропсихологической коррекцией «синдрома дефицита внимания с гиперактивностью».
Диагноз - невоспитанность?
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Валерия, я была свидетелем, как после поездки в междугородном автобусе маме одного непоседы пассажирка сказала: «Вы не пробовали изгонять из дочери бесов?» Однако родителям таких детей не до смеха. Почему с такими детьми увещевания не работают? В чем причина их гиперактивности?
Валерия Хоркунова: Считается, что причиной является минимальная мозговая дисфункция, которая возникает во внутриутробном периоде. Следствием становится незрелость некоторых психических функций и их дисгармоничное развитие. Уже малышами такие дети доставляют много хлопот родителям: плохо спят и привыкают к режиму, часто плачут. В год-два их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, они повсюду забираются и все хватают руками, поневоле портят и ломают вещи, попадают в опасные ситуации.
- Насколько я знаю, этот диагноз обычно ставят в 8-10 лет, когда появляются проблемы в школе. Даже переписать задание с доски для них - непосильная задача.
- Да, причем неуспеваемость становится новостью для родителей, ведь интеллект ребенка нормальный или высокий. А школьник плохо учится из-за того, что не в состоянии сосредоточиться и программировать свои действия. Кроме того, они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и срывать уроки. Распространенность синдрома у младших школьников – 4- 9 %, причем мальчиков с СДВГ в 4-5 раз больше, чем девочек. Бывает также синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ).
- Как определить этот синдром?
- Право ставить диагноз имеет психиатр, а не невропатолог. Если раньше такого диагноза не было, то сейчас мы иногда сталкиваемся с противоположным - СДВГ ставят всем подряд после 10 минут наблюдения на консультации. Но это неверный подход: требуется наблюдение за ребенком в течение нескольких месяцев. Кстати, если прийти в обычную поликлинику, то ребенка с доказанным СДВГ или СДВ ставят на диспансерный учет. А вот частный психиатр сделает это по желанию родителей.
- Помогает ли лекарственная терапия?
- Все индивидуально: подходят или нет препараты, выясняется на практике и для этого нужно время. Стройная система терапии пока не выработана. Иногда, например, выписывают успокоительные. У меня это вызывает вопросы, ведь и без того дети не могут собраться и сконцентрироваться. Вторая группа часто назначаемых препаратов - антидепрессанты. Они улучшают поведение, ребенок становится спокойнее, но во многих странах их не выписывают из-за возможного привыкания. Кроме того, до конца непонятно, как они повлияют на мозг. Так что лучше консультироваться с врачами.
- Вернемся к теме учебы, ведь именно она становится для ребят с СДВГ главной проблемой детства.
- Как правило, учителя воспринимают его негативно. Слишком много он создает проблем и поведением, и учебой. Они считают его невоспитанным, начинают воздействовать на него порицаниями, замечаниями. Эффекта это не дает, а ребенок попадает в список проблемных. Следом за учителем негативно реагировать начинают и одноклассники, тем более что ребенок с СДВГ и без того «не умеет» общаться, например, не чувствует границ другого человека.
Учителя требуют активно включиться в учебу родителей, те давят на ребенка, и он оказывается между молотом и наковальней. При запущенных случаях результат печальный – прогулы в школе, правонарушения. Педагоги часто настаивают на домашнем обучении, потому что не знают, что делать с таким учеником. Но это означает изоляцию.
- «Сегодня школа метафорически нависает над ребенком, как бы говоря: «Докажи, что ты достоин меня». Хотя должна… показывать: смотри – сколько всего интересно, вот этому и этому ты можешь научиться», - пишет психолог Людмила Петрановская.
- Поэтому в Москве и Санкт-Петербурге родители призывают школу учитывать специфику детей с диагнозом СДВГ и не ставить их в условия, в которых они заведомо окажутся проигравшими. В своих обращениях в Министерство образования РФ они предлагают не требовать от ребят каллиграфического почерка и идеальной чистоты в тетрадях, оценивать их письменные работы не по качеству оформления, а по содержанию. Второе – предоставлять на экзаменах и контрольных дополнительно время, чтобы они могли собраться с мыслями. Третье – разрешить им выходить из класса при необходимости во время урока, давать возможность короткого отдыха. Ведь когда они не делают перерывы, мышление у них затрудняется.
- Но пока таких мер нет, что можно сделать?
- Информировать педагогов - рассказывать, обучать. Совсем не трудно организовать лекции. Это ведь и в их интересах - у них появится понимание, как вести себя и как учить таких ребят. Но пока интереса у администраций школ в Казани я не наблюдаю.
- А чем помогает при синдроме нейрокоррекция?
- Этот комплекс упражнений помогает заново «простраивать» те функции, которые сформировались неправильно и закрепились. Их нужно растормошить и создать новый навык или функцию, которая будет способствовать эффективной работе мозга. Это трудоемкая и многомесячная работа, она занимает как минимум 9 месяцев. Чем раньше она начата, тем лучше.
- Есть ли в Казани объединение родителей гиперактивных детей?
- Я не слышала об этом. Пока они сражаются со своими проблемами в одиночку. А вот в Москве родители встречаются, поддерживают друг друга. Хорошо бы и нам в Казани объединиться.
Родители, успокойтесь сами
- Какие советы вы бы дали родителям?
- Такие детям нужно больше отдыхать, иметь увлечения и друзей. Ребенок должен чувствовать, что папа и мама - за него, а не против. Родителям нужно чаще напоминать себе, что школа - это лишь одна из сфер жизни, и не стоит из-за нее портить отношения с сыном или дочерью. Нужно в первую очередь успокоиться самим, не строить негативных сценариев на сегодня, завтра и всю жизнь. У значительной части подростков СДВГ исчезает по мере взросления, у вторых симптомы сглаживаются. К примеру, многие известные актеры были гиперактивными в детстве. Желательно найти область деятельности, которая захватывает ребенка. Занимаясь любимым занятием, он способен дольше задерживать внимание, кроме того, оно становится для него зоной успеха.
Какие виды спорта подходят гиперактивным детям, читайте здесь.