Октябрь – время, когда школьники окончательно определяются с выбором кружков и студий на учебный год. Исправляет ли хореография осанку, что делать, если ребенок решил бросить занятия, и как танцы выводят из «травмы» родителей детей-инвалидов? Взгляд хореографа Аиды Низамутдиновой, создателя казанского детского центра «Цветок Индиго», в котором четвертый год ставят инклюзивные спектакли.
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Аида Анваровна, в репертуаре у вас три инклюзивных вокально-хореографических постановки. Они завоевали множество наград, в том числе международных. В последнем спектакле участвуют около сотни детей, и каждый пятый из них ребёнок с синдромом Дауна. Как пришли к мысли включить «солнечных» детей в постановки?
Аиды Низамутдинова: Когда в 2009 году открылся центр, начали приходить записываться и мамы с детьми-инвалидами. От многих приходилось слышать: нам отказали во Дворце культуры, студиях, а то и в нескольких сразу. Опыт работы с «особенными» детьми как хореографа и режиссёра у меня был – на сцене Вселенского храма в Старом Аракчино ставили инклюзивные зарисовки и этюды. Сейчас в наших спектаклях дети с ограниченными возможностями здоровья – полноправные участники, без них истории были бы совсем другими.
Дети-инвалиды – прежде всего дети, и тоже талантливые, им нужно создать условия, чтобы они раскрылись, как волшебные цветы. Однако на сцене лишь половина «особенных» детей, другая - остаётся за кадром, но тоже участвует в подготовке постановок. Например, ребята создают детали сценического костюма, аксессуары, ведь у нас есть творческая лаборатория. Там занимаются, кстати, дети с ДЦП.
– Каково было начинать работать с «особенными» детьми?
– Сначала было много страхов: поймут ли меня ученики, будут ли результаты… А потом выработались определенные подходы. Сначала дети проходят тестирование, где выясняем, смогут они заниматься в обычной группе, или им нужна специальная среда. Заниматься начинаем с арт-терапии – со сказок. «Солнечные дети» этим легко увлекаются, потом включаются в ритм занятий. А ещё они любят теплоту и тактильность.
Некоторые мамы здоровых детей возражают против участия в спектаклях ребят с ОВЗ. Дескать, будет меньше нашим детям, учебный процесс замедлится, опасаются истерик. Я объясняю, что «особенные» дети приходят в группу после подготовки, когда они уже могут включиться в групповую работу. А то, что учебный процесс получается немного другой – это хороший опыт для здоровых ребят. Они сначала сторонятся новых участников, но после того, как расскажешь им, что такие дети очень нуждаются в нас, они начинают помогать им и постепенно втягиваются в общение.
Малодоступная среда
– В чём специфика работы с родителями детей с ОВЗ?
– Тренер у нас ещё и психолог-мотиватор. Родители детей с ОВЗ, как правило, травмированные. Они закрыты, полны комплексов по поводу своего малыша. От них часто приходится слышать – «да вы что, он не может», «он не способен на это». Они не знают о его возможностях! Приходится убеждать. Но весь этот пессимизм – до первого выступления. Когда мамы видят, что ребятам аплодируют, дети счастливы, они оживают – начинают сами предлагать идеи для выступления.
– Детей-инвалидов, желающих выступать на сцене и заниматься в творческой лаборатории, намного больше, чем вы готовы принять. Тем более что занимаются они в центре бесплатно. Как выходите из этого положения?
– Да, и главный сдерживающий фактор – это нехватка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Мы приобщаем студентов Института культуры КФУ. Дети с ДЦП учатся у нас английскому, здесь тоже приходят на помощь студенты-филологи.
– А что ещё нужно, чтобы детей с ОВЗ выходило на сцену всё больше и больше?
– Если речь идёт о ребятах с ДЦП, то мешает отсутствие доступной среды. Бывало, что по узким проходам мы не могли провезти на сцену участников-колясочников. Нужно также оборудование, помогающее им подняться на сцену. Если говорить о мастер-классах по прикладному искусству, центр не отказался бы от расходных материалов – нужны краски, бумага, картон, бисер и прочее. А на выступления – яркие костюмы. «Солнечные» дети обожают праздники, и если бы на них чаще бывали аниматоры, клоуны, дарились бы небольшие подарочки-сюрпризы – было бы классно.
– Как родителям определить уровень танцевальной студии?
– Часто студии создают люди, не имеющие педагогического образования, без опыта работы, считающие, что пару лет занятий в танцзале достаточно, чтобы начать дело. Но одних горящих глаз мало. Кроме образования, опыта, достижений, нужно выяснять, по каким методикам занимаются тренеры. У специалиста этот вопрос не вызовет затруднений.
– Помогают ли танцы исправить осанку?
– Хореография – это в целом хорошо для осанки. Ведь мы делаем упражнения для её поддержания, и постепенно формируется сильный мышечный корсет. Однако некоторые танцы, к примеру, уличные, под рэп, - в них нет акцента на прямую спину, и для школьников с проблемной осанкой это не очень хорошо.
Тем не менее, при искривлении позвоночника нужно быть в контакте с врачом. Иногда не обойтись без занятий ЛФК, хотя бы потому, что у некоторых детей нет опыта нормальной осанки, и они просто не понимают, что значит – выпрямить спину.
– А если новый тренер не нравится ребёнку, и приходится уговаривать идти на занятия?
– Обязательно нужно поговорить с педагогом. Выяснить его видение и найти какое-то общее решение. В некоторых ситуациях педагог не может много времени уделять каждому ученику, например, когда много новеньких. Хотя бывает и такое, что и ребёнок спортивный, и тренер – замечательный преподаватель, но нет между ними взаимопонимания. Тогда нужно искать «своего» педагога.
- А когда ребёнок говорит, что дело не в педагоге, а просто надоело заниматься хореографией год за годом?
– Тут тоже надо разговаривать и с самим учеником, и с наставником. Может быть, большая школьная нагрузка или неудобная дорога до занятий, а может, ребёнок нуждается в переходе на новые роли в танце или даже стили. Не надо бросать второпях.