Примерное время чтения: 6 минут
272

Учительница первая, где ты? Выпускники педвузов не торопятся в школы

Валерий Христофоров / АиФ

В школах Татарстана по-прежнему дефицит учителей. Чем завлечь к школьникам выпускников педагогических направлений вузов, выяснял «АиФ Казань».

Тонны гречки на одну зарплату педагога

В середине минувшего учебного года глава министерства образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин на заседании комитета Госсовета РТ по образованию называл этот вопрос  главной  проблемой школьного образования. В апреле 2023 года он конкретизировал направления, где нехватка острее всего. Речь о педагогах по математике, физике, химии, иностранному и русскому языкам.

Он отметил также, что  происходит старение кадров (средний возраст учителей – 48 лет), а закрепляемость молодых педагогов «не на таком высоком уровне».

 Отдельный вопрос – нехватка учителей начальных классов. За пять лет значительно выросло число первоклассников, отметила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Татьяна Алексеева. Серьезное увеличение зафиксировано в Альметьевском и Пестречинском районе: рост составил 2 и 3,5 раза соответственно.

Чтобы повысить привлекательность профессии, в Татарстане с начала 2023 года увеличили доплату молодым учителям вдвое, до 2510 руб. в месяц. Есть доплата и за классное руководство – 5 тысяч руб., поощрения за подготовку победителей олимпиад, проверку тетрадей и др., отметили в министерстве.

В целом проблема не нова и характерна не только для Татарстана. В июле Президент РФ Владимир Путин поручил включить тему повышения престижа профессии педагога в госзаказ на создание фильмов и социальной рекламы. Об этом сообщалось на сайте Кремля.

«В мои 75 лет  у меня 36 часов в неделю (две ставки). Я рад бы снизить нагрузку,  но некому вести уроки, – сетует учитель русского языка и литературы 175 школы Казани, заслуженный учитель РТ Роман Гузенфельд. – Многие коллеги жалуются, что при таком объеме приходится снижать качество преподавания. К концу учебного года особенно тяжело, ведь и на больничный особо не уйдёшь. Во времена СССР в школу все-таки шли выпускники, а  в постсоветское уже неохотно. Помню, лет 20 назад сдавал в казанскую газету публикацию  с говорящим названием «Кто завтра придет в школу?». Я предлагал проводить для абитуриентов педвузов тесты на профпригодность, после института или университета – обязательное распределение на места работы, а главное,  оказывать реальную помощь молодым учителям. Время прошло, а тема по-прежнему актуальна. Где-то даже стало хуже, например, Казанский пединститут слили с КФУ, и сколько выпускников бывшего педвуза пойдут потом в школу  – вопрос».

 Проблема системная, считает педагог с более чем 50-летним стажем. Одна из причин – то, что во многом утерян авторитет учителя, а молодых людей пугает ежедневный стресс.

 «Если родители  не уважают педагога, значит, не уважают и дети. К сожалению, когда между учителем и школьником возникают противоречия, мамы и папы часто не выступают единым фронтом с учителем. А жертвами этого становятся дети. Подумайте, каких спортивных успехов достигнет ребенок, если не уважает своего тренера? – спрашивает Роман Гузенфельд. – Зарплата тоже совершенно не устраивает выпускников вузов. До революции учитель получал больше чиновников в разы! Педагог с высшим образованием, загруженный на 12 часов в неделю (одна ставка),  мог купить на свою месячную зарплату 3,5 т гречки. Учитель-инспектор начальных школ, как отец Владимира Ильича Ленина, имел чин генерала и получал «потомственное дворянство». Педагогам также компенсировалась, как бы сейчас сказали, часть коммунальной оплаты – платы за освещение и отопление».

Кому поможет «Наш новый учитель»

Есть  нарекания у педагогов и по поводу мер материальной поддержки.

«Для поддержки молодых сотрудников ввели грант «Наш новый учитель», ежемесячная доплата по нему 10 тыс. руб. в течение трех лет. Соискатель с менее чем трехгодичным опытом работы должен подготовить «индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса», такое пышное название. Это большая исследовательская работа – нужно иметь измерительные материалы,  необходимы апробация, мониторинг результатов. Откуда у начинающего педагога знания для всего этого?» – удивляется учитель биологии и химии из Челнов Анастасия.

Остроту дефицита педагогических кадров могли бы снизить значимые дополнительные выплаты, которые вводят многие регионы РФ из своего бюджета, считают татарстанские учителя. Ещё одним шагом по выходу из кризиса стала бы реальная помощь государства в приобретении жилья, ведь «мощности» программ социальной ипотеки явно не хватает.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье Екатерина Кузьминых:

«За месяц в Татарстане работодатели разместили почти 600 вакансий для педагогов, 83% из них  в Казани, 15% – в Набережных Челнах. Диапазон зарплат, которые предлагают учителям, составляет от 28 тыс до 41, 4 тыс. рублей. Чаще всего педагогов ищут в школы города и республики, однако есть предложения и от частных образовательных организаций, онлайн-школ, где предлагаемые зарплаты в среднем выше.

В половине вакансий от соискателя ждут опыт работы от 1 до 3 лет, еще в трети готовы рассмотреть кандидата без опыта работы, только в 13% вакансий ожидают специалиста со стажем от 3 до 6 лет.  Соискателей же  намного больше, чем вакансий - за последний месяц размещено 1,5 тысяч резюме учителя, педагога, преподавателя. Медианная ожидаемая зарплата у соискателей-педагогов из Татарстана составляет 40 тысяч рублей.

При этом размещено 7,2 тысяч резюме граждан с  опытом педагогической деятельности или имеющих педобразование, кеоторые не хотят работать педагогами. Они готовы работать администраторами, копирайтерами, менеджерами по продажам, секретарями и попробовать себя в других профессиях».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах