Цены растут, народ затягивает пояса... Как это возможно в республике, производящей молока больше, чем любой другой регион страны?
Не в коня корм
Отчёты аграриев по результатам 2015 года полны радостных цифр. Так, если промышленное производство в республике выросло в прошлом году всего на 0,4%, то сельское хозяйство - на 4,7% (в 2014 году было 2,9%). Быстрее АПК развивался только туризм (12,8%), самая молодая и динамичная отрасль татарстанской экономики.
Впереди у сельчан новые амбициозные задачи. В 2016 году республика грозится на 3% - до 1,8 млн тонн - увеличить производство молока. Лидером движения готов стать Заинский район. 2016 год в этом районе уже объявили годом «большого молока» и по сравнению с прошлым годом увеличили его производство на 16%. Да и деньги на поддержку сельчан в республике выделяются немалые. Только в 2015 году на содержание дойных коров и коз дали 349,3 млн рублей.
Но лозунгов и дотаций для роста производства мало - аграриям должно быть выгодно работать. Сейчас же до 500 тонн молока вывозят за пределы республики. Выходит, закупочные цены у нас такие низкие, что с лихвой покрывают все издержки переработчиков из других регионов?
На несоответствие закупочных цен растущим затратам на производство пенял на итоговой коллегии Марат Ахметов, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ. «Средняя закупочная цена 1 кг молока по сравнению с февралём 2015 года уменьшилась на 22 коп. (21,8 руб. за 1 кг. - Прим. авт.), тогда как себестоимость выросла на 20%, - говорит Сергей Полынкин, директор агрофирмы «Вятские зори». - Переработчики получают сверхприбыли».
Пора договориться
Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров крестьянских подворий Татарстана, большого эффекта от административного ресурса в условиях рыночной экономики не ждёт. «Проблема в том, что монополисты всё равно останутся монополистами, - говорит он. – И закупочные цены будут в разы отличаться от стоимости продуктов на прилавке. Нужно усадить за стол переговоров всех участников технологической цепочки, начиная от производства молока до прилавка в магазине и на рынке, чтобы рассчитать, как распределяется добавленная стоимость. Минимальная закупочная цена должна формироваться на основе договора между ними всеми. Она должна быть установлена из расчёта 25-30% рентабельности. Сейчас же часть производителей работают себе в убыток».
* Итоги развития потребительского рынка РТ в 2015 г.