Примерное время чтения: 9 минут
236

Не свои владения. Кому принадлежит земля Татарстана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Татарстан 06/08/2013
Фото: АИФ

Живая мишень

Вот уже шесть лет фермеры в Тукаевском районе защищаются от нападок «чёрных рейдеров». Эти дельцы появились в Набережных Челнах в 2007 г. После банкротства колхоза они за бесценок получили его земли. Организовали на них агрофирму и КФХ и под таким прикрытием начали по бросовой цене скупать земли бывших колхозников. Пока участки оформляли, рейдеры создавали на них видимость сельхозпроизводства. А затем продавали бывшие поля под застройку.

 

Мнение эксперта

 

 

 

Лилия Гайфуллина, юрист по земельным вопросам:

– Ошибка владельцев земли в том, что они оформляют гендоверенности на чужих людей. Собственник должен сам участвовать в сделке, а не доверять её мошенникам. Если речь идёт о пожилых, то покупатель должен обеспечивать их передвижение. Саму же сделку лучше заключать при нотариусе. Чтобы узнать рыночную стоимость участка, достаточно позвонить в агентство недвижимости или в Палату земельных и имущественных отношений. Не нужно бояться или лениться. Помните, рейдеры всегда грамотнее. Тем более что наш закон для мошенников, как решето. Его нужно ужесточить. Надо усложнить процедуру передачи паёв, чтобы обезопасить доверчивых владельцев. Кроме того, при исполкомах необходима сильная юрслужба, в том числе по земельным вопросам.

 Фермер Мурат Сиразин: «Почему бы не сделать Казань сельской столицей России?»>>

Но, по-видимому, колхозных земель «захватчикам» было мало. Вскоре они начали обращаться в исполком с просьбой выделить им как фермерам земли из фонда перераспределения. Дальше действовали по отработанной схеме.

Вот только выбрать хороший участок из остатков фонда становилось всё сложнее. Так что лжефермеры добрались до полей добросовестных аграриев. Одной из мишеней для «охотников» стали поля КФХ Минталипа Минеханова. Это хозяйство обеспечивает челнинцев картофелем и поставляет городу зерно. Около 1000 т «второго хлеба» направляет в детсады, школы и больницы Челнов, остальное - на рынки.

 

Минталип Минеханов

 

 

- Нам не дают работать! – негодует Минталип Минеханов, заслуженный работник сельского хозяйства РТ. - Мы вынуждены таскаться по судам, защищаясь от рейдеров, которые тщетно пытаются доказать, что нам якобы незаконно выделили земли из госрезерва. Эти 209 га наше КФХ получило ещё в 2000 г.  

 ...Земля не только для бедных?>>

Мы оформили их в собственность и защитили от продажи, установив системы орошения и полива. Но рейдеры подают в суд не только на нас, но и на исполком и его главу, Палату земельных и имущественных отношений. Уже прошли десятки заседаний, и мы убедились, что на «захватчиков» работают подкованные юристы. Я уже и президенту РТ писал, и в минсельхозпрод, и в прокуратуру… Морально нас поддерживают, а юридически помочь не могут.

Выгодные гектары

Свои «чёрные рейдеры» орудуют и в пригородах Альметьевска, Нижнекамска, Чистополя, Бугульмы и Казани. Города постоянно расширяются, и участки под застройку, которые можно получить из сельхозземель, востребованы. Только в 2012 г. в земли населённых пунктов перевели 9,3 тыс. га полей.

 Лакомые кусочки земли в пригородах манят и бизнесменов. Так, по данным Росреестра по РТ, возле Казани пустует около 19,5 тыс. га сельхоз­угодий. Более четверти из них принадлежат миллиардеру А. Сёмину. Ещё 995 га числятся за Р. Губайдуллиным, сыном бывшего депутата Госдумы и владельца агрохолдинга «Золотой Колос». А 453 га принадлежат Р. Гафурову, производителю минводы «Шифалу су». Всего же в РТ около 58 тыс. га заброшенных полей - большинством (39%) распоряжаются юрлица.

Кстати, за неиспользование выписывают штрафы: до 5 тыс. руб. для населения, до 100 тыс. для юрлиц. Такие наказания лендлордов не пугают. В 2012 г. провинившиеся хозяева земель заплатили в общем 630 тыс. руб.

 

Комментарий

 

 

 

Алмаз Минникаев, зам­руково-дителя управления Росреестра по РТ:

– Если участок сельхозземли не используют более трёх лет, то его изымают через суд. Но перед этим владельцу должно прийти предупреждение, с указанием срока устранения нарушения. Например, если необработанное поле обнаружили весной, то засеять его нужно до конца лета, а если осенью – то до начала следующего лета. При этом, если даже пайщик сдал землю в аренду, именно он должен следить, как её используют. Иначе муниципалитет выделит этот участок в невостребованный паевый фонд и передаст добросовестному собственнику. Торги контролирует минземимущества РТ, и выручку с продажи должны вернуть собственнику. Если никто не претендует на участок, то муниципалитет платит владельцу его кадастровую стоимость.

 

Впрочем, за год Росреестр по РТ вернул в оборот более 23 тыс. га заброшенных угодий. Правда, 4800 га из них принадлежали экс-колхозникам. Такие земли, находящиеся в общедолевой собственности, в этом году составили 17% от всех неиспользуемых полей – около 10 тыс. га.

Землю – крестьянам

В начале 90-х в республике, по мнению Камияра Байтемирова, председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ, насчитывалось более 3000 колхозов и совхозов. Земельная реформа 20-летней давности реорганизовала эти хозяйства. При этом поля так и остались общими – большие участки делили пропорционально, и бывшие колхозники получали паи или доли. Отсюда – общедолевая собственность. Каждый пайщик должен был получить участок для выращивания картофеля, хлеба или фуража. Но этого не произошло.

- Поступила команда сверху, что земли не должны пустовать, - объясняет Камияр Байтемиров, - и муниципалитеты подсуетились, чтобы их передали в аренду агрохолдингам. Так, быстрыми темпами эти земли захватили агробароны.

Почему крестьяне согласились? Возможно, доверились чиновникам, не устояли под нажимом власти или не понимали ценности земли? Такие «обманутые» землевладельцы живут по всей РТ. Так, Клавдия Кошкина получила пай в 2 га в Кукморском районе. Земли колхоза, в котором работала её семья, поделили на 543 доли. Но где искать этот участок и как его используют, женщина не знает. Говорит, что арендатор платит за неё земельный налог, но точных условий договора назвать не может, так как не видела его.

«АиФ-Казань» писал, как житель Альметьевска, юрист Рифат Яхин два года отстаивал своё право на пай, когда исполком «оттяпал» лакомый кусок из его наследства (подробнее №51 от 2011 г.). Смогла бы противостоять чиновникам деревенская бабушка, которой из-за отсутствия интернета пришлось бы два года ездить в райцентр, ходить по инстанциям, изучать законы, судиться?..

- Большинство земель РТ должно было принадлежать крестьянам. Но эта перспектива становится всё иллюзорнее, - говорит Камияр Байтемиров. - По ФЗ №435, до 1 июля 2013 г. муниципалитеты должны были объяснить собственникам, на каких участках находятся их паи, предварительно размежевав эти земли. Но такие сроки не выдерживали уже дважды. И снова перенесли из-за дороговизны межевания…

Доживут ли до этого пайщики? Или на то и расчёт, чтобы остались одни наследники, не знающие о призрачных долях? А пока земля «тихо» уходит к агробаронам и лендлордам. Тем, кто понимает её ценность и может этим воспользоваться. 

Фикция реформы

 

 

 

Камияр БАЙТЕМИРОВ, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ

– 20 лет назад государство провозгласило земельную реформу, но палец о палец не ударило, чтобы довести её до ума. Только выпустило законы, которые противоречили один другому. А правильного распределения участков между крестьянами так и не произошло. Всё решалось на уровне республики, района или муниципалитета, а обычные люди оставались в неведении.

Представьте, что у вас есть ордер на квартиру, но в нём не указано, на какой улице и в каком доме её можно найти. В таком же положении оказались и крестьяне, когда получили не реальные участки, а паи. Получилась какая-то фикция владения землёй.

Таким же фиктивным часто оказывался и договор аренды её агрохолдингом. Сельчане довольствовались арендной платой в виде мешка зерна, соломы или покрытия земельного налога. Как правило, договоры заключали на 49 лет. Крестьяне подписывали бумаги не глядя, не оставляли себе вторых экземпляров. Позже выяснилось, что некоторые арендаторы составили договоры так, что они без ведома собственника могли закладывать земельные паи в банк в качестве залога по кредиту. Сами, значит, задолжают, а расплатятся крестьянскими землями…

Я считаю, что такую масштабную реформу должна была регулировать центральная власть. Нельзя было отдавать её на откуп республиканским и муниципальным чиновникам. В стране должен был появиться единый центр приватизации земли, чтобы дать каждому бывшему колхознику возможность оформить свою собственность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах