В день, когда мы приехали к Сиразину в гости, тут уже гостили агротуристы из Москвы: дед, его сын и внук. «Им надоели швейцарские отели и «цивилизация» и захотелось на природу», - говорит Мурат Галиевич.
Справка | |
---|---|
|
Вступили в ВТО – и что?
- На Московском экономическом форуме публика рукоплескала фермеру Мельниченко, который рассказал о печальной ситуации на селе. А какие проблемы у фермеров Татарстана?
- Такие же: рост тарифов на электроэнергию и газ, неоформленная земля, трудности в оформлении и выплате кредитов, низкая закупочная цена сельхозпродукции, засилье продукции из химии и ГМО.
Татарстанские фермеры начали продавать продукцию через Интернет>>
Но в Татарстане есть один существенный нюанс. Приведу пример. В Пензенской области есть деревня Ср. Елюзань, в которой работает 250 фермеров и 270 ИП и откуда мой прадед Сулейман уехал в Сибирь в годы столыпинских реформ. Вся земля там давно, по указу Ельцина, поделена на паи. Их раздали деревенским. Те, кто не хочет или не может работать на земле – врачи или учителя – отдали свои паи фермерам, которые либо выкупили их за приличные деньги, либо кормят круглый год этого врача качественной продукцией. У нас же почти все паи прихватизировали агробароны, которые захватили всю землю. Приобрести фермеру участок в собственность или, как мне, в долгосрочную аренду невозможно. В Татарстане 75% фермеров не имеют своей земли. И я тоже являюсь самозахватчиком, а не собственником земельного надела, хотя земля моя непригодна к сельхозработам. Четыре года не могу оформить землю в аренду. Вот я пишу главе района, вице-премьеру Татарстана, и приходят одни отписки. Я спрашиваю: «Как же так? Вы по закону обязаны дать в течение 30 дней!» А мелкий чиновник мне говорит: «Мне дали указание дать вам ответ, а не землю». Во времена Столыпина, если чиновник за 30 дней не давал землю, его отправляли в Сибирь, на каторгу. А у нас надо подавать в суд, но мне по судам ходить некогда, мне работать надо, да и как судиться с начальниками? Себе дороже.
В итоге в Татарстане агрохолдинги диктуют всем свои условия. В них работают исключительно по западным технологиям, нацеленным на производство большого количества дешёвой продукции. Достигается это путем использования вредных кормов с ГМО, химических биодобавок и т.д.
- Было много разговоров о ВТО и ущербе для сельского хозяйства, но никаких последствий обыватель не ощущает. Нужна ли нам ВТО?
- ВТО нужна, но нужно следить за качеством поступающих из-за границы продуктов и предупреждать, что из чего сделано. Вступление в ВТО ощутимо ударило по сельскому хозяйству. Нашему фермеру крайне сложно выдерживать конкуренцию с дотируемым государством на 52% западным фермером. Чиновнику выгоднее запустить в страну иностранцев. Их продукция нездоровая, но в государственном масштабе сегодня в России никто о здоровье народа не думает.
Как накормить страну
- Так есть ли в таком случае смысл заниматься фермерством?
- Если заниматься из-за жажды наживы, то нет - в России это не бизнес, а самозанятость. А если у тебя задача накормить здоровой пищей семью, близких и бедно, но существовать, то смысл есть. Но ведь фермера просто «душат» разными инструкциями, которые придуманы так, что ему «всё не положено». Власти не нужен богатый фермер! Потому что богатому фермеру не нужны чиновники. И сейчас всё делается для того, чтобы фермер не стал богатым. В Японии есть поговорка: «Всё, что хорошо для Тойоты, хорошо для Японии». А я считаю, что то, что хорошо фермеру Сиразину, хорошо для России.
Из-за всех этих проблем деревенские сейчас не хотят заниматься привычным трудом – не окупается. По инерции некоторые ещё что-то делают, но при любой возможности стремятся стать каким-нибудь депутатом, муллой, завклубом – это сейчас самые выгодные занятия.
- При таком подходе к делу не грозит ли стране голод или возврат к еде по талонам?
- Существуют нормы - на каждого жителя страны должна выращиваться 1 т зерна для обеспечения продовольственной безопасности. У нас 143 млн человек, значит, мы должны выращивать 143 млн тонн зерна плюс 25 млн тонн на экспорт. Мы же выращиваем в два раза меньше - около 70 млн тонн.
Недовыращенное зерно означает, что наша скотоводческая промышленность не развивается и всё мясо поступает из-за рубежа. Сегодня в деревнях не мычат коровы, крестьяне не держат свиней и баранов, гусей-кур. Даже кошек! Сельчанам нечего есть, они, как и в городе, покупают всё на 1-2 дня в сельмагах. Если сегодня произойдёт ЧП, то мы не сможем даже ввести продовольственные карточки – у нас нет столько продуктов. Это будет страшнейшая катастрофа, хуже гражданской войны. Меня соседские голодные дети и женщины раскулачат в течение дня. Судите сами: в РТ 2 тыс. деревень и сёл, на три деревни – всего 1 фермер. А на всю республику нас 800.
«Сельская» столица
- Когда-то Салтыков-Щедрин рассказывал о крестьянине, накормившем двух генералов. Сегодня нахлебников у сельчан намного больше. Сможет ли прокормить страну фермер?
- Сможет, но при одном условии: надо прекратить раскрестьянивание. Недавно Путина спросили о его отношении к Сталину. И тот однозначно отметил, что в политике Сталина есть огромный недостаток: крестьян как класса не стало. Вот и сейчас идёт та же политика. Президент сказал, что мы имеем 55% всех пахотных земель мира, и мы должны просто завалить весь мир экологически чистыми продуктами питания. Но для того, чтобы наладить процесс, нужна политическая воля. Сможет ли это сделать Путин? Я пока не вижу подвижек.
- Почему перестали говорить, что мы – аграрная республика?
- У Татарстана имидж аграрной республики ещё сохранился, но уже пошатнулся. У нашего президента сейчас другие заботы: метро, нано, инновации. Может, когда пройдут разные чемпионаты мира, Р. Минниханов вспомнит о сельском хозяйстве? Ведь он сам аграрий, знает проблемы изнутри, он должен повернуться лицом к фермерам. Почему бы не сделать Казань не только спортивной, но и сельской столицей России? Для этого есть все возможности!