aif.ru counter
395

Забытая история: 60 лет назад на Казанской железной дороге произошло крушение пассажирского поезда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Татарстан 30/07/2013

В ходе осмотра было установлено, что правая рельсовая нитка по ходу поезда на протяжении всего звена была расшита, один стык полностью разболчен, под подошву рельса у стыка подбиты два костыля, в результате чего рельс был приподнят и сдвинут в наружную сторону. Демонтаж рельса был осуществлен в месте, где дорога имела вы-сокую насыпь и делала поворот, что неизбежно вело к аварии поезда.

 

Фото из архива УФСБ по РТ

 

Полученные данные давали основание предположить, что крушение явилось результатом умышленных преступных действий неизвестных лиц. Поэтому были приняты срочные меры по их установлению, розыску и задержанию.

На удалении 100-120 километров от места происшествия в населенных пунктах, на дорогах, разъездах и станциях были установлены заслоны, в задачу которых входила проверка всех подозрительных лиц, устанавливались возможные свидетели преступления. Одновременно прочесывались лесные массивы, расположенные в районе крушения. Тщательно исследовались все сигналы, поступавшие от оперативных групп и местных жителей.

К исходу 7 августа в розыскных мероприятиях участвовало около 100 человек, из них 26 сотрудников органов госбезопасности.

7 августа в милицию обратилась курьер Агарзянского леспромхоза Г.Ахметзянова, заявившая, что подозревает в совершении крушения поезда N97 своего бывшего мужа Хамтеева Гайнеля и его приятеля по имени Ангам. С ее слов, Хамтеев появился у нее 4 августа и с самого начала повел себя подозрительно. Вечерами они с приятелем куда-то уходили и возвращались поздно ночью, перепачканные мазутом.

 

Место преступления. Фото из архива УФСБ по РТ.

 

 

 Ахметзянова видела, как Хамтеев доставал из расположенного рядом с железнодорожным полотном стога сена большой гаечный ключ и ломик, похожий на лапу для вытаскивания костылей из шпал. Далее она сообщила, что после крушения поезда, в два часа ночи Хамтеев с сообщником заявились к ее родственнику Ялилову домой, также перепачканные мазутом.

В ходе дальнейших оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что Хамтеев с приятелем около 10 часов утра 7 августа ушли из дома Ялилова, предположительно в сторону деревни Старые Купиязы.

В связи с тем, что у оперативно-следственной группы имелись серьезные основания подозревать Хамтеева и его приятеля по имени Ангам в совершении диверсионного акта, были приняты энергичные меры по их розыску и задержанию. Было установлено, что в 40 километрах от места крушения, в населенном пункте Новые Купиязы проживает мать второго подозреваемого, Лутфуллина который был к тому времени установлен. В час ночи 9 августа прибывшая к ней в дом оперативная группа, руководимая лейтенантом Зариповым, обнаружила и задержала одного из подозреваемых - Хамтеева. 14 августа 1953 года на станции Монзино Свердловской железной дороги был задержан другой подозреваемый - Лутфуллин. На допросах подозреваемые признались в организации диверсионного акта, следствием которого явилось крушение пассажирского поезда N97.

 

Гайнель Хамтеев. Фото из архива УФСБ по РТ.

 

 

 

Здесь есть необходимость более подробно остановиться на личности Хамтеева. Будучи еще подростком, он уже занимался далеко не патриотическими делами. В своей деревне поджег колхозную конюшню и мечеть. Он признался, что, пробравшись в здание школы во время ремонта, срывал и портил портреты государственных деятелей. После начала Великой Отечественной войны Хамтеев делал все, чтобы не попасть на фронт. На врачебных комиссиях симулировал заболевание эпилепсией, дважды дезертировал со сборных пунктов, скрывался от призыва у своих родственников. Однако после войны, сделав себе фальшивые документы, выдавал себя за инвалида-фронтовика. Инвалидность у него действительно имелась, но только заработал он ее в местах лишения свободы, где находился за кражу и подделку документов. Желание отомстить советской власти у него возникло во время отбывания наказания и лагерях с 1949 по 1953 годы, так как считал, что был дважды несправедливо осужден.

Ненависть Хамтеева усилилась после освобождения по амнистии, когда его, имеющего среднее образование и специальность бухгалтера, заставили работать разнорабочим. Способом мщения советской власти за якобы нанесенные ему обиды он избрал совершение диверсий на железной дороге. В течение 1953 года Хамтеев только на участке Казанской железной дороги намеревался осуществить 2-3 диверсии. Но для выполнения преступных намерений ему нужен был помощник. Его он нашел в лице родственника своей жены Лутфуллина, легко соблазнив его перспективами "поживиться" за счет имущества и денег пассажиров, которые погибнут при крушении поезда.

Подготовку к совершению диверсии Хамтеев начал 25 июля 1953 года в городе Нижний Тагил, для чего купил на базаре раздвижной шведский ключ. Там же, в Нижнем Тагиле, за 850 рублей сообщники приобрели пистолет "ТТ". Лутфуллину было поручено достать костыльную лапу.

3 августа Хамтеев и Лутфуллин, прихватив с собой инструменты, прибыли на станцию Щучье Озеро, где внимательно изучили расписание движения поездов. Данный участок дороги для совершения диверсионного акта Хамтеев выбрал не случайно. Неоднократно бывая в этих краях, он хорошо изучил местность, где проходила железная дорога, мог под благовидным предлогом остановиться у своих родственников и знакомых.

 

Орудия предступления. Фото из архива УФСБ по РТ.

 

 

В ночь с 6 на 7 августа Хамтеев и Лутфуллин на участке, где железная дорога делала поворот и имела большие откосы, при помощи ключа и костыльной лапы отвинтили гайки стыка рельс и вытащили костыли одного звена рельса. После чего, спрятавшись неподалеку в кустах, стали ждать появления поезда. Однако вопреки их преступным ожиданиям, под откос ушел только паровоз и первые три вагона. Увидев, что остальные вагоны остались на путях и из них начали выскакивать пассажиры, Хамтеев и его сообщник, забросив сумку с инструментами в кусты, убежали с места преступления.

 

В ходе проведения следственных экспериментов показания преступников полностью подтвердились, были найдены орудия преступления.

Хамтеев и Лутфуллин были признаны виновными в подготовке и совершении диверсионного акта, результатом которого явилось крушение поезда, гибель людей. Преступники понесли заслуженное наказание.

Так закончилось расследование дела о крушении поезда N97, которое с честью выполнили чекисты.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах