Примерное время чтения: 7 минут
285

Найти и наказать. Как в Казани решают проблему ОДН

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Татарстан 21/05/2013
Фото: АИФ

Клубок проблем

- Ратмир Фаритович, президент РТ поставил задачу: в марте нормализовать ситуацию по ОДН, расходы не должны превышать 20% от потребления дома. Полностью решить эту проблему в Казани пока не удалось.

Досье
 
  Ратмир ШАЙДУЛЛИН родился в 1980 г. в Нижнекамске. Окончил юрфак КФУ. Работал помощником прокурора Вахитовского, Советского районов, помощником прокурора Казани. Кандидат юридических наук. Автор более 15 статей, 2 моно­графий. Женат. Двое детей. 

- По данным на 14 мая, обследовано 1790 домов. Число домов с ОДН свыше 30% от квартирного начисления удалось снизить с 731 до 591 дома. Работа осложняется тем, что динамика по ОДН меняется ежемесячно, и время от времени приходится возвращаться к ранее обследованным жилым домам, чтобы проверить их повторно. По итогам нашей работы перерасчёты платежей сделали почти все крупные УК Казани. По информации, предоставленной Комитетом ЖКХ Казани, сумма произведенных управляющими компаниями перерасчётов составила 848 281 руб.

- Одной из первых ваша комиссия проверила ООО «УК ЖКХ Гвардейская» в Советском районе. Там в течение года в 9 многоквартирных жилых домах завышались платежи за холодное водоснабжение. Как наказали эту УК?

- После нашей проверки был сделан перерасчёт за горячую воду на 300 тыс. руб. Директор и экономист ЕРЦ «Гвардейская» уволены, заместителю директора объявили выговор с лишением премии.

Мы передали материалы проверок в правоохранительные органы. Там отказали в возбуждении уголовного дела. Но это не значит, что вопрос закрыт: обжалование этого постановления – в рамках компетенции прокуратуры, которая сегодня с большим вниманием следит за соблюдением прав жильцов… А пока по результатам нашей проверки сами критикуемые нами компании провели внутреннее расследование.

- А меры построже принять нельзя?

- УК работают в организационно-правовой форме ООО и не обязаны отчитываться перед нами. По Гражданскому кодексу исполком не имеет права вторгаться в их коммерческую деятельность. Мы можем только проводить мониторинг, анализировать, давать рекомендации. Тем не менее ситуация потребовала, чтобы мы активно за эту проблему взялись.

Кроме нарушений со стороны УК проверки выявили проблемы, возникающие по вине жильцов. Огромное количество «нулевых» квартир, где никто не зарегистрирован, а на самом деле там живут 5-6 и больше человек. В итоге весь потребленный ими объём ЖКУ распределяется на всех жильцов дома.

Выявляется много случаев искажения показаний жильцами. Мало того что они представляют их несвоевременно, так ещё и занижают всячески. Беда в том, что население пассивно, людей беспокоит только их счета-фактуры. Не было бы ОДН, никто бы не беспокоился, что кто-то чужой в соседней квартире живёт, показания счётчиков искажает.

Что касается УК, то с их стороны необходим более тщательный контроль: они должны своевременно выявлять утечки, несанкционированные подключения. Мы выявили десятки подключений по электроснабжению, по воде – магазинов, ларьков, офисных помещений. Тут вопрос скорее к правоохранительным органам: мы направляли им обращения, но, к сожалению, уголовные дела не возбуждаются. Возникает много процессуальных вопросов: необходимо доказать умышленное хищение, то, что есть крупный размер причинённого ущерба и т. д. В общем, это клубок проблем.

- Кто, как не вы – представители власти, должны распутать этот клубок?

- На наш взгляд, для решения этого вопроса необходим скорейший переход на прямые договоры между населением и ресурсоснабжающими организациями. Тогда УК будут отвечать только за оказание жилищных услуг. В других городах России такая практика давно есть. Но коммунальные поставщики не хотят переходить на прямые договоры. Им гораздо легче взыскать 100% платежей с УК, а не с населения.

Но не надо забывать, что Жилищный кодекс предусматривает различные формы управления, в том числе и непосредственное управление жилым домом: когда никаких УК или ТСЖ нет, а есть совет многоквартирного жилого дома, который сам всем управляет. Это реальный выход из ситуации: жильцы сами всё видят, сами во всём заинтересованы, сами всё контролируют. Если надо кого-то нанять - наймут сами.

Играть по-честному

- Какие ещё советы вы можете дать по результатам проверок?

- Индивидуальный прибор учёта должен стоять в каждой квартире. Сдавать показания прибора учёта нужно в конкретную дату ежемесячно. Нужен контроль за количеством проживающих в тех квартирах, где идёт начисление по нормативу, т. е. там, где нет счётчиков. Необходимо следить за состоянием общих коммуникаций и требовать от УК принять меры по их ремонту. Если население само не заявляет о своих правах, УК не станет работать лучше. Если жильцы недовольны работой УК, надо на общем собрании принять решение о смене УК.

- Жильцы должны и то, и другое. А УК ничего никому не должна? Получается игра в одни ворота…

- УК должна максимально раскрывать свою информацию. Анализируя финансовую деятельность УК, мы столкнулись с тем, что у них работает большое количество субподрядчиков. На уровне самой УК всё более-менее прозрачно. А вот на уровне субподрядчиков мы периодически выявляем хитрые схемы. Все эти подрядчики - тоже ООО, коммерческие организации, они не обязаны раскрывать перед нами свою информацию. По этим фактам мы тоже направляли материалы в правоохранительные органы.

Для здоровой конкуренции нужна конкурсная основа выбора подрядчиков. А пока получается, что УК сами своих подрядчиков нанимают. Бывает, что у них общий учредитель, или директор подрядчика может быть учредителем УК. Это также формирует почву для завышения платежей по ЖКУ.

Подпись

 УК или МУПы?

- Что делать жильцу, если УК не раскрывает информацию, а цифры в счёте-фактуре растут?

- Самое эффективное – обратиться в прокуратуру с просьбой привлечь УК, не раскрывающую информацию, к административной ответственности. У исполкома таких полномочий нет.

- Как вы относитесь к идее реформировать УК в МУПы?

- Она не лишена смысла. Но важно просчитать экономику: насколько МУПы смогут удешевить жилищные услуги, смогут ли они конкурировать с коммерческими организациями.

К тому же нельзя сказать директору УК: «Закрывайся – завтра будет работать МУП». Никого нельзя заставить уйти с этого рынка. Любая УК выбрана жильцами, они заключили с ней договоры. На мой взгляд, здесь нужны какие-то конкурсные процедуры: главное – качественное оказание услуг по низкой цене для населения. А кто будет их оказывать: МУП или ООО – уже второстепенно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах