Татарстан, 5 декабря, АиФ-Казань. Дорожно-транспортные происшествия только в Казани ежегодно уносят жизни 100-150 человек. Каждого 3-4-го попавшего под колеса пешехода насмерть сбивают на «зебре»! Вдумайтесь в эти цифры: за каждым человеком – трагедия всей семьи. И если в отдельно взятые годы количество аварий снижается, то тяжесть от их последствий растёт. В этом году рост составил 9%.
Громкие ДТП в Татарстане | |
---|---|
«Вам что, легче станет?»
12 декабря в Казани в Вахитовском райсуде начнут рассматривать нашумевшее «дело о «Порше». Трагедия произошла в июле и вызвала всеобщее обсуждение. Причина её – та, по которого случается больше всего аварий – превышение скорости. И, вполне возможно, она бы просто попала в общую статистику, если бы не один факт. Спортивный автомобиль «Порш 911» (стоимость такого авто по меркам Казани просто астрономическая – от 4 до 9 млн рублей!) летел по городу с бешеной скоростью. На записи видеорегистратора, которая попала в Интернет, видно, как спорткар, за рулём которой сидел замгендиректора строительной фирмы Сергей Руснак, сталкивается с машиной, двигавшейся во встречном направлении. За рулём «ДЭУ Нексия» сидел 29-летний Игорь Фурштатов. Он умер от полученных травм, у него остались жена и маленький сын. А вот Сергею Руснаку повезло. В его дорогущей иномарке и системы безопасности - не то что в «Нексии». Он выжил, а позже автотехнические экспертизы показали: в момент аварии минимальная скорость «Порше» составляла 170 км/ч! – Руснак отрицает свою вину. Сначала его адвокат пытался представить всё так, будто тот впервые выехал на своём автомобиле в город, направившись на заправку, - вспоминает вдова погибшего Игоря Фурштатова Анна. - Затем пытались убедить всех, что машина неисправна. Но все автотехнические экспертизы показали, что это не так. Сейчас Руснак говорит, что он жертва обстоятельств. «Вам уже ничего не исправить, а у меня вся жизнь впереди, - говорил он мне. – Вам легче, что ли, станет, если меня посадят?»
В ноябре в том же Вахитовском суде стартовало ещё одно знаковое дело – с участием представителя «золотой молодё- жи». 22 апреля сын известного в Казани адвоката Елены Точилкиной, студент Российской Академии правосудия Артём Точилкин сбил на «BMW» двух женщин, возвращавшихся со спектакля из оперного театра. Одна из них – 26-летняя Елена Смолягина – погибла, другая женщина получила травмы. Экспертиза показала, что водитель в момент аварии находился «под кайфом» - в организме Точилкина были обнаружены наркотики, входящие в состав курительных смесей и препаратов. За 21 день до этого ЧП молодой человек был лишён прав. Он был за рулём нетрезв и отказался от медосвидетельствования.
На недавней комиссии по БДД начальник республиканской госавтоинспекции Рифкат Минниханов отметил неутешительную тенденцию – число нетрезвых водителей выросло на 10%. «За сутки в Татарстане инспекторы выявляют 50-60 таких нарушителей», - говорит он. Страшно представить, сколько ещё таких точилкиных и солдатовых ездит сейчас по нашим дорогам?
В каких районах Казани больше всего аварий*? |
Потенциальные преступники
Столкнувшись с правоохранительной системой, Анна Фурштатова и Марина Смолягина (сестра погибшей Елены Смолягиной) пришли к единому мнению: простому человеку очень трудно добиться справедливости. - Это даже системой назвать невозможно, - говорит Анна Фурштатова. - Я поняла, что если у человека есть деньги, власть, связи, то он может ездить, как ему угодно: с какой скоростью хочешь, по какой полосе хочешь – ему за это абсолютно ничего не будет. Водитель «Порше» на момент аварии ездил без номеров, я спросила у инспекторов: «Как это вообще возможно?» И знаете, что мне ответили в ГИБДД?! Оказывается, он два месяца ждал блатные номера. «А как вы хотели? – сказали мне. – Чтобы Руснак на «Порше» ерунду всякую повесил?» По словам Фурштатовой, у виновника ДТП множество нарушений, за которые его уже давно могли лишить «прав». Но все они зафиксированы видеокамерами, а это, по закону, всего лишь штраф. Заплати и езди спокойно. Чем многие и пользуются. По данным ГИБДД, в Татарстане есть 5300 водителей, которые за последние три года нарушили более 300 раз. Каждый. Практически по нарушению в день. В Набережных Челнах на одной машине с 2010 года числится около 1650 штрафов! Есть водители, которые в год платят за штрафы около 150 тысяч
КОММЕНТАРИЙ | |
---|---|
Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ, президент авторетроклуба «ГАЗ-21 «Волга». - Терпеть такую ситуацию дальше невозможно. Премьер-министр РФ Д. Медведев предложил увеличить штрафы за нарушения ПДД. Это правильно. Другое дело, что субъекты Федерации отличаются по уровню доходов, и закон должен быть унифицирован. Однако если при аварии будут выявлены отягощающие обстоятельства, то и штрафная санкция должна быть максимальная. Кроме этого, следует жёстче контролировать, чтобы водители, лишённые прав, не садились за руль, и тем более в нетрезвом виде. Таких фактов у нас немало. Штрафы не единственная кара, которая нужна в сложившейся тревожной ситуации. Необходим комплекс мер, в том числе ремонт дорог и их качественное содержание в зимнее время. |
рублей. Это потенциальные преступники, признают в ГИБДД. Но вот почемуто приговоры простым преступникам и «блатным» сильно отличаются (см. рейтинг). - Я считаю, что в гибели Игоря виновата и ГИБДД, поскольку вовремя не лишила прав Руснака. И он до сих пор ездит! – возмущена Анна. - Всё время ссылаются на видеокамеры, но ГИБДД могли применить какие-то меры к злостному нарушителю и раньше. Если заняться вплотную этим вопросом, можно навести порядок на дорогах. Но никто ведь не хочет работать, - убеждена она. В ГИБДД может быть, и могли, да приоритет теперь - за бесстрастными камерами, личный состав сократили на 20%. Так что бдить на дорогах банально некому.
Автошколы не учат, а зарабатывают
Генеральный директор Федерации автошкол Татарстана Артур Абдулазянов главной причиной ситуации, сложившейся в автошколах, считает то, что они находятся в компетенции частного бизнеса.
- Если бы автошколы были под патронажем государственного образовательного учреждения, тогда бы отсутствовала коммерческая заинтересованность, и было бы проще, - комментирует он.- Ведь бизнесу нужны минимальные издержки при максимуме прибыли, и автошколе важно быстро взять деньги и быстро отправить курсанта на экзамен в ГИБДД. А там человек тоже не сдаёт, в результате оказываясь между двух огней: из школы его уже выпустили, но и ГИБДД его не принимает. Тогда курсант начинает возмущаться: «Я уже деньги заплатил, дайте мне права!», как будто не понимает, что сначала он должен продемонстрировать навыки по вождению автомобиля.
Когда случаются ДТП? |
Когда год или два назад принимались примерные программы подготовки водителей, много говорили об их психофизиологической подготовке. Директора школ должны были принимать учеников в соответствии с результатами спе- циальных тестов. Планировалось использовать определённые программы, оборудование. Но всё это так и осталось разговорами. Проблема есть, нужно работать: повышать уровень преподавателей, проводить аттестацию мастеров практического вождения, квалификация которых очень низка, обязательно сдавать предварительные квалификационные экзамены до ГИБДД. Чтобы директора автошкол брали на себя ответственность и не допускали до сдачи квалификационных экзаменов неподготовленных курсантов. Наша Федерация призвана контролировать работу автошкол, одновременно мы отстаиваем их интересы в ГИБДД. Раз в месяц без предупреждения проверяем ту или иную автошколу, присутствуем на занятиях. Если проверка успешно пройдена, автошкола сохраняет место в рейтинге, если нет - ей грозит исключение из Федерации. Нужно, чтобы учебные заведения со слабой материально-технической базой и преподавательским уровнем вообще ушли с рынка. В октябре, например, заявку на вступление в Федерацию подало 7 школ, мы приняли только 3 из них. Сейчас из почти 104 автошкол Казани в нашей Федерации состоит примерно 80%. Основные претензии, которые выдвигает ГИБДД к автошколам, - «недокатка» часов: вместо 50 часов практики мастера дают 20, хотя пишут 50 (в которые включены 2 часа на сдачу экзамена в ГИБДД и упражнения на тренажёрах. - Прим. ред. ). В таких случаях курсанты сами должны требовать положенные часы, ссылаясь на подписанный договор. Поэтому люди и сдают практический экзамен по 3-4 раза, а это - дополнительная нагрузка на ГИБДД. Может быть, ситуация в скором времени изменится: в Госдуме РФ готовится к рассмотрению законопроект, который бы ограничивал количество пересдач.
Плати и нарушай?
Почему у нарушителей не отбирают права? Заплатил и нарушай дальше? - Нет такого закона, который бы позволял лишать автомобилиста водительских удостоверений за то, что у него много нарушений, - объясняет старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Казани Иделия Шагова. – Единственное, можно наказать тех, кто не оплачивает штрафы вовремя – в течение 30 дней. Если у нарушителя есть неоплаченные штрафы, то на него составляется административный протокол. Затем решение принимает суд – либо неплательщика сажают на срок до 15 суток, либо ему увеличивают сумму штрафа. Но, к сожалению, такие меры действуют не на всех.
интернет-опрос | |
---|---|
Сколько неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения у вас? Не больше трёх 72 (22%) От трёх до пяти 21 (7%) От пяти до десяти 18 (6%) Более десяти 33 (10%) Я все оплатил (а) 153 (48%) Не считал (а) 24 (7%) Всего голосов: 321 |
Патруль для чиновников
При татарстанском отделении ФАР работает «Гражданский патруль». Машина, оснащенная видеорегистратором, ездит по городу и фиксирует нарушения, чтобы потом передать материалы в ГИБДД. - Сейчас в основном работаем по служебными машинам, - объясняет региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин. - Во-первых, не составляет труда выяснить, кто сидел за рулем. Во- вторых, их в первую очередь нужно приучить к соблюдению ПДД.
А на днях мы объявили свой внутренний месячник «Автобус». Решили, пора взяться за общественный транспорт, который ездит вообще безобразно. Что касается простых автомобилистов, то передаем материалы, если видим злостные нарушения. В первое время общественная организация сталкивалась с проволочками. Стражи дорог соглашались принимать лишь видео, снятое непосредственно представителями ФАР. Те материалы, которые они передавали от других водителей, брать отказывались наотрез. Требовали, чтобы автомобилисты сами писали заявления, а те не хотели «светиться». Сейчас вопрос фактически улажен. В месяц в ГИБДД в среднем отправляется около 15 материалов, зафиксированных предста- вителями самой организации. Но, если проводится большая акция, только за день удается снять до 50 нарушений. Привлекать к ответственности удаётся 30-40% водителей.