Примерное время чтения: 11 минут
140

Езда на грани: кто убивает нас на дорогах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Татарстан 04/12/2012

Татарстан, 5 декабря, АиФ-Казань. Дорожно-транспортные происшествия только в Казани ежегодно уносят жизни 100-150 человек. Каждого 3-4-го попавшего под колеса пешехода насмерть сбивают на «зебре»! Вдумайтесь в эти цифры: за каждым человеком – трагедия всей семьи. И если в отдельно взятые годы количество аварий снижается, то тяжесть от их последствий растёт. В этом году рост составил 9%.

Громкие ДТП в Татарстане

«Вам что, легче станет?»

12 декабря в Казани в Вахитовском райсуде начнут рассматривать нашумевшее «дело о «Порше». Трагедия произошла в июле и вызвала всеобщее обсуждение. Причина её – та, по которого случается больше всего аварий – превышение скорости. И, вполне возможно, она бы просто попала в общую статистику, если бы не один факт. Спортивный автомобиль «Порш 911» (стоимость такого авто по меркам Казани просто астрономическая – от 4 до 9 млн рублей!) летел по городу с бешеной скоростью. На записи видеорегистратора, которая попала в Интернет, видно, как спорткар, за рулём которой сидел замгендиректора строительной фирмы Сергей Руснак, сталкивается с машиной, двигавшейся во встречном направлении. За рулём «ДЭУ Нексия» сидел 29-летний Игорь Фурштатов. Он умер от полученных травм, у него остались жена и маленький сын. А вот Сергею Руснаку повезло. В его дорогущей иномарке и системы безопасности - не то что в «Нексии». Он выжил, а позже автотехнические экспертизы показали: в момент аварии минимальная скорость «Порше» составляла 170 км/ч! – Руснак отрицает свою вину. Сначала его адвокат пытался представить всё так, будто тот впервые выехал на своём автомобиле в город, направившись на заправку, - вспоминает вдова погибшего Игоря Фурштатова Анна. - Затем пытались убедить всех, что машина неисправна. Но все автотехнические экспертизы показали, что это не так. Сейчас Руснак говорит, что он жертва обстоятельств. «Вам уже ничего не исправить, а у меня вся жизнь впереди, - говорил он мне. – Вам легче, что ли, станет, если меня посадят?»

В ноябре в том же Вахитовском суде стартовало ещё одно знаковое дело – с участием представителя «золотой молодё- жи». 22 апреля сын известного в Казани адвоката Елены Точилкиной, студент Российской Академии правосудия Артём Точилкин сбил на «BMW» двух женщин, возвращавшихся со спектакля из оперного театра. Одна из них – 26-летняя Елена Смолягина – погибла, другая женщина получила травмы. Экспертиза показала, что водитель в момент аварии находился «под кайфом» - в организме Точилкина были обнаружены наркотики, входящие в состав курительных смесей и препаратов. За 21 день до этого ЧП молодой человек был лишён прав. Он был за рулём нетрезв и отказался от медосвидетельствования.

На недавней комиссии по БДД начальник республиканской госавтоинспекции Рифкат Минниханов отметил неутешительную тенденцию – число нетрезвых водителей выросло на 10%. «За сутки в Татарстане инспекторы выявляют 50-60 таких нарушителей», - говорит он. Страшно представить, сколько ещё таких точилкиных и солдатовых ездит сейчас по нашим дорогам?

В каких районах Казани больше всего аварий*?

  

Потенциальные преступники

Столкнувшись с правоохранительной системой, Анна Фурштатова и Марина Смолягина (сестра погибшей Елены Смолягиной) пришли к единому мнению: простому человеку очень трудно добиться справедливости. - Это даже системой назвать невозможно, - говорит Анна Фурштатова. - Я поняла, что если у человека есть деньги, власть, связи, то он может ездить, как ему угодно: с какой скоростью хочешь, по какой полосе хочешь – ему за это абсолютно ничего не будет. Водитель «Порше» на момент аварии ездил без номеров, я спросила у инспекторов: «Как это вообще возможно?» И знаете, что мне ответили в ГИБДД?! Оказывается, он два месяца ждал блатные номера. «А как вы хотели? – сказали мне. – Чтобы Руснак на «Порше» ерунду всякую повесил?» По словам Фурштатовой, у виновника ДТП множество нарушений, за которые его уже давно могли лишить «прав». Но все они зафиксированы видеокамерами, а это, по закону, всего лишь штраф. Заплати и езди спокойно. Чем многие и пользуются. По данным ГИБДД, в Татарстане есть 5300 водителей, которые за последние три года нарушили более 300 раз. Каждый. Практически по нарушению в день. В Набережных Челнах на одной машине с 2010 года числится около 1650 штрафов! Есть водители, которые в год платят за штрафы около 150 тысяч 

КОММЕНТАРИЙ
Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ, президент авторетроклуба «ГАЗ-21 «Волга». - Терпеть такую ситуацию дальше невозможно. Премьер-министр РФ Д. Медведев предложил увеличить штрафы за нарушения ПДД. Это правильно. Другое дело, что субъекты Федерации отличаются по уровню доходов, и закон должен быть унифицирован. Однако если при аварии будут выявлены отягощающие обстоятельства, то и штрафная санкция должна быть максимальная. Кроме этого, следует жёстче контролировать, чтобы водители, лишённые прав, не садились за руль, и тем более в нетрезвом виде. Таких фактов у нас немало. Штрафы не единственная кара, которая нужна в сложившейся тревожной ситуации. Необходим комплекс мер, в том числе ремонт дорог и их качественное содержание в зимнее время.

рублей. Это потенциальные преступники, признают в ГИБДД. Но вот почемуто приговоры простым преступникам и «блатным» сильно отличаются (см. рейтинг). - Я считаю, что в гибели Игоря виновата и ГИБДД, поскольку вовремя не лишила прав Руснака. И он до сих пор ездит! – возмущена Анна. - Всё время ссылаются на видеокамеры, но ГИБДД могли применить какие-то меры к злостному нарушителю и раньше. Если заняться вплотную этим вопросом, можно навести порядок на дорогах. Но никто ведь не хочет работать, - убеждена она. В ГИБДД может быть, и могли, да приоритет теперь - за бесстрастными камерами, личный состав сократили на 20%. Так что бдить на дорогах банально некому. 

 

Автошколы не учат, а зарабатывают

Генеральный директор Федерации автошкол Татарстана Артур Абдулазянов главной причиной ситуации, сложившейся в автошколах, считает то, что они находятся в компетенции частного бизнеса.

- Если бы автошколы были под патронажем государственного образовательного учреждения, тогда бы отсутствовала коммерческая заинтересованность, и было бы проще, - комментирует он.-  Ведь бизнесу нужны минимальные издержки при максимуме прибыли, и автошколе важно быстро взять деньги и быстро отправить курсанта на экзамен в ГИБДД. А там человек тоже не сдаёт, в результате оказываясь между двух огней: из школы его уже выпустили, но и ГИБДД его не принимает. Тогда курсант начинает возмущаться: «Я уже деньги заплатил, дайте мне права!», как будто не понимает, что сначала он должен продемонстрировать навыки по вождению автомобиля.

 Когда случаются ДТП?

Когда год или два назад принимались примерные программы подготовки водителей, много говорили об их психофизиологической подготовке. Директора школ должны были принимать учеников в соответствии с результатами спе- циальных тестов. Планировалось использовать определённые программы, оборудование. Но всё это так и осталось разговорами. Проблема есть, нужно работать: повышать уровень преподавателей, проводить аттестацию мастеров практического вождения, квалификация которых очень низка, обязательно сдавать предварительные квалификационные экзамены до ГИБДД. Чтобы директора автошкол брали на себя ответственность и не допускали до сдачи квалификационных экзаменов неподготовленных курсантов. Наша Федерация призвана контролировать работу автошкол, одновременно мы отстаиваем их интересы в ГИБДД. Раз в месяц без предупреждения проверяем ту или иную автошколу, присутствуем на занятиях. Если проверка успешно пройдена, автошкола сохраняет место в рейтинге, если нет - ей грозит исключение из Федерации. Нужно, чтобы учебные заведения со слабой материально-технической базой и преподавательским уровнем вообще ушли с рынка. В октябре, например, заявку на вступление в Федерацию подало 7 школ, мы приняли только 3 из них. Сейчас из почти 104 автошкол Казани в нашей Федерации состоит примерно 80%. Основные претензии, которые выдвигает ГИБДД к автошколам, - «недокатка» часов: вместо 50 часов практики мастера дают 20, хотя пишут 50 (в которые включены 2 часа на сдачу экзамена в ГИБДД и упражнения на тренажёрах. - Прим. ред. ). В таких случаях курсанты сами должны требовать положенные часы, ссылаясь на подписанный договор. Поэтому люди и сдают практический экзамен по 3-4 раза, а это - дополнительная нагрузка на ГИБДД. Может быть, ситуация в скором времени изменится: в Госдуме РФ готовится к рассмотрению законопроект, который бы ограничивал количество пересдач.

 

Плати и нарушай?

Почему у нарушителей не отбирают права? Заплатил и нарушай дальше? - Нет такого закона, который бы позволял лишать автомобилиста водительских удостоверений за то, что у него много нарушений, - объясняет старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Казани Иделия Шагова. – Единственное, можно наказать тех, кто не оплачивает штрафы вовремя – в течение 30 дней. Если у нарушителя есть неоплаченные штрафы, то на него составляется административный протокол. Затем решение принимает суд – либо неплательщика сажают на срок до 15 суток, либо ему увеличивают сумму штрафа. Но, к сожалению, такие меры действуют не на всех.

 

интернет-опрос
Сколько неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения у вас?

Не больше трёх 72 (22%)

От трёх до пяти 21 (7%)

От пяти до десяти 18 (6%)

Более десяти 33 (10%)

Я все оплатил (а) 153 (48%)

Не считал (а) 24 (7%)

Всего голосов: 321

 

Патруль для чиновников

При татарстанском отделении ФАР работает «Гражданский патруль». Машина, оснащенная видеорегистратором, ездит по городу и фиксирует нарушения, чтобы потом передать материалы в ГИБДД. - Сейчас в основном работаем по служебными машинам, - объясняет региональный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин. - Во-первых, не составляет труда выяснить, кто сидел за рулем. Во- вторых, их в первую очередь нужно приучить к соблюдению ПДД.

А на днях мы объявили свой внутренний месячник «Автобус». Решили, пора взяться за общественный транспорт, который ездит вообще безобразно. Что касается простых автомобилистов, то передаем материалы, если видим злостные нарушения. В первое время общественная организация сталкивалась с проволочками. Стражи дорог соглашались принимать лишь видео, снятое непосредственно представителями ФАР. Те материалы, которые они передавали от других водителей, брать отказывались наотрез. Требовали, чтобы автомобилисты сами писали заявления, а те не хотели «светиться». Сейчас вопрос фактически улажен. В месяц в ГИБДД в среднем отправляется около 15 материалов, зафиксированных предста- вителями самой организации. Но, если проводится большая акция, только за день удается снять до 50 нарушений. Привлекать к ответственности удаётся 30-40% водителей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах