В 2000 году его буквально выжили из Казани. А его колледж для одаренных и увлеченных старшеклассников – нестандартный и неформальный – закрыли. Проработав десять лет в Финляндии, став учителем года в иностранной школе, он снова вернулся на родину. Для второй попытки.
Вне системы
Павел Анатольевич - потомственный учитель. Бабушка и мама преподавали русский язык и литературу, а он с третьего класса проверял тетрадки, отмечал ошибки на полях, вот только оценки ставить не разрешали.
- Я собирался стать ученым-физиком, но, оказалось, мне нравится работать с детьми, - вспоминает Шмаков. – На втором курсе МИФИ с друзьями создали класс при вечерней физико-математической школе. Изучали теоретическую физику на стыке с философией. За это нас и закрыли через пару лет. Преподавать философию, кроме марксистко-ленинской, было неприлично.
Академический колледж при Казанском университете появился в лихие 90-е. Здесь изучали языки, поощряли творчество и индивидуальность. Школа не вымирала по вечерам: звучали песни под гитару, в гости к ребятам приходили поэты и учёные. Иногда тут даже ночевали. Явление вполне обычное для Запада – провести всем классом ночь в темном пустом здании, для России было нонсенсом. Ну не доверяют у нас ни ученикам, ни педагогам!
Колледж просуществовал девять лет. Многие его выпускники стали известными людьми. Среди них есть доктора наук, и дизайнеры, и художники с поэтами. Один из бывших учеников Шмакова, Руслан Гильфанов, стал чемпионом мира среди студентов по программированию. По книге другого – Дениса Осокина – недавно сняли фильм «Овсянки», отмеченный на Венецианском кинофестивале.
А у директора Шмакова родился новый замысел – он мечтал, чтобы часть средств богатой нефтяной республики потратили на детей из далеких деревень.
- У меня была мечта - создать интернат при университете для одарённых сельских ребят. Я даже получил поддержку президента республики, было подписано постановление. До сих пор помню его номер – 721. Но на этапе согласования с мэрией все закончилось. Кормить деревенских детей из городского бюджета не захотели. Меня пытались снять с должности в 97-м году. Не получилось, колледж прожил еще два года – в непрекращающейся борьбе. Позже я выиграл суд, доказал, что нас закрыли незаконно. Но это уже никому не было нужно. Коллектив устал от многолетней борьбы.
Финский метод
Без школы, без детей Павел Шмаков уже не представлял себя. Какое-то время преподавал в Москве. Потом уехал в Финляндию – строить семейное счастье с финской женой. Ради любимого дела получил европейский педагогический диплом в университете в Хельсинки и вскоре снова стоял у доски. В стране, входящей по уровню образования в тройку лучших государств мира. Там, где система образования нацелена на средних и отстающих детей. А не на лучших, как в России.
- В Финляндии в 70-х годах отказались от проверок учителей. Разве можно проверять художников? Важен результат. У нас педагогов заставляют заполнять кучу бумажек, оскорбляют. Недавно в мою казанскую школу приходила проверка. Вахтёр остановил ее на входе. Мы все услышали столько брани! В присутствии детей! А потом меня еще и письмами завалили с жалобами. Я выдержу, прошёл огонь и воду. Но российского учителя искренне жаль. Потому что на совещании в районном отделе образования заведующая считает нормой - поднять директора школы лет на двадцать старше себя и прилюдно унизить. У нас не понимают, что за недостатки нужно ругать наедине. Еще страшнее, что никому, кроме меня, не пришло в голову встать и заступиться за ту женщину. И мне тоже досталось.
Возвращение
Любопытно, что возвращению Шмакова, как и отъезду, поспособствовали городские власти. Уже другой казанский мэр находился с визитом в Финляндии. На экскурсии в школе его подвели к одному из лучших педагогов. А он, как в кино, оказался земляком.
- Лучшим учителем года меня выбрали школьники – 550 человек. Тайным голосованием. Это самая значимая награда для меня. Обычно дипломы за заслуги вручают, руководствуясь «взрослыми» критериями, иногда подкрепленными финансами и звонками. Детей не купишь, - считает он.
Через полгода после памятной встречи мэр пригласил педагога вернуться в Казань. Еще через год мэр Казани повторил свое приглашение, согласовав его с Президентом Татарстана. Шмаков принял приглашение, договорившись об открытии интерната для сельских детей. С августа прошлого года он вновь директор, в его лицее учатся 600 детей. По уровню баллов ЕГЭ – это второе в республике учебное заведение.
- Никто не знал о моем приезде до дня назначения, - говорит Павел Анатольевич. - Едва пришёл, увидел в компьютере списки учащихся, принятых за взятки. Их больше трети! Разумеется, я никого не буду выгонять. Дети не в ответе за родителей. Но в следующем году набор будет проводиться по способностям, как это было в моей прежней школе.
Возвращение прошло нелегко. Пришлось отказаться от зарплаты, в три раза превышающей нынешнюю. Половина его семьи по-прежнему живет в Финляндии. В Казань Павел Анатольевич забрал лишь дочку Настю, которая после развода с финской женой осталась жить с ним.
Дети утратили доверие и уважение к педагогам
После долгой разлуки с родиной учителя потряс российский быт.
- Половицы в квартире качаются, между ними дыры, в подвале насекомые. Хотя, наверное, половина населения живет в унижающих условиях. У нас были лишь голые стены, но потихоньку обживаемся. Друзья подарили телевизор и стиральную машину. Мэр помогает раз в два месяца ездить в Финляндию. Тяжело, конечно, и, как будет дальше, пока не знаю.
Зато на работе у Павла Анатольевича планов – море, и они уже начали осуществляться. Добавлено изучение новых языков, создано два малые творческих класса, где учатся по 15 человек, чтобы дети могли лучше раскрыться. Отправляются дети в образовательные поездки. Одна такая, например, состоялась в питерскую школу, где готовят победителей международных олимпиад по физике.
- Что изменилось в системе образования за годы моего отсутствия? Стало чуть хуже математическое образование, хотя в целом его уровень неплохой. В крупных городах улучшилась ситуация со знанием иностранных языков. Хорошо идет процесс информатизации, однако высок процент непрофессионалов в данной сфере. Во многих регионах на первых постах работают адекватные люди, но везде раздут штат чиновников, неспособных осуществлять разумные решения. А некоторым и образованности не хватает. Это нормально, когда крупный чиновник утверждает, что столица Швейцарии – Стокгольм? Нет в школах и самоуправления, хотя все знают, что оно необходимо, и даже в уставах учебных заведений прописывается наличие совета школы. Но фактически всё решает один директор. А надо бы и детей привлекать к созданию школ, в которых они хотят учиться. Но самый главный недостаток системы образования – отсутствие доверия и уважения к учителю. Когда-то перед людьми нашей профессии снимали шляпы. Педагог перестал быть авторитетом для детей. Не потому, что он плохо учит. Нет. У него маленькая зарплата, он плохо одевается. Как ребенок может захотеть походить на педагога, когда у папы или соседа костюм лучше, а еще машина есть? Это горько. Ведь в стране до сих пор много талантливых учителей, которые приходят работать не за большие деньги.