Такими масштабными мыслями они поделились в ходе круглого стола, посвящённого проблемам улично-дорожной сети Казани. А задуматься есть о чём. По словам главного инженера управления капстроительства и реконструкции Юрия Петренко, «ситуация в городе близка к полной остановке движения», и решать ее нужно не только какими-то локальными мероприятиями, а глобально.
«К 2013 г. у нас будет 250 машин на 1000 жителей. Наступит коллапс, - грозит Петренко. - Существующая дорожная сеть не позволяет выполнить требования непрерывности движения по нашим дорогам. Средняя скорость по городу в часы пик - не более 23 км/час. На мостах и дамбах - 15 км/час. Вся программа реконструкции предусматривает затраты 99 млрд руб. Сегодня такие средства найти, освоить – нереально» (напомним, в рамках подготовки к Играм будет выделено 39 млрд).
Пока чиновники видят одни выход - в центре Казани все должны ездить на автобусах, троллейбусах и метро. А чтобы разгрузить центр, нужно построить перехватывающие парковки. 9 из 34 уже возводятся. Архитекторы высказались против этой идеи. По мнению заслуженного архитектора РФ Виталия Логинова, Казань нужно избавить от «автобусных полос». Они загружены максимум на 10%, тогда как в Европе - на 95%. Либо нужно пустить по ним и такси, либо просто убрать, считает архитектор.
Еще один известный архитектор Виктор Токарев назвал «колоссальной ошибкой в транспортном планировании» соединение ул. Ямашева через Большую Крыловку с Кировской дамбой. По его расчетам, так от города отрезается практически полностью Кировский район. Такая же ситуция с промзоной Приволжского района, которая оказалась вне транспортного кольца.
По мнению архитектора, Казани стратегически необходим мост, соединяющий Чистопольскую и Советскую площадь, мост от ул. Амирхана до центра и от Адмиралтейской слободы до речпорта. Также нужен новый мост вместо старого наплавного. И далее тоннель под ул. Пушкина, обеспечив магистраль в сторону речного порта и в сторону Кировского района. Также Токарев предлагает городу другую кольцевую систему: не с одним, а тремя (малым, средним и большим кольцами).
По мнению Токарева, парковки, развязки и тому подобные меры, могут решить только часть проблемы. А начинать нужно с учета планов развития территорий, заранее обеспечивая их связанность. К примеру, мостов в Казани должно быть как минимум восемь, а генплан развития города должен учитывать все места под строительство будущих магистралей, резервируя земли под улицы, не отдавая их на откуп частным застройщикам. В качестве примера он привел необдуманную застройку улицы Овражной, где планами 60-х годов была зарезервирована магистраль. Вспомнил застроенный Шамовский овраг, улицу Тихомирова, строящаяся магистраль на которой упирается в сужение, образованное торговым комплексом «Кольцо».
Математика в помощь
Честно говоря, предложения обеих сторон выглядели несколько утопично. Ну, посудите сами, кто в здравом уме оставит на целый день машину на «перехватывающей» парковке, чтобы ехать дальше на работу в переполненном автобусе, или метро? Тем более, что транспорт в Казани ходит весьма нерегулярно, а метро состоит из всего 7 станций. Да и где взять деньги на строительство нескольких мостов и тоннелей?
По мнению заслуженного архитектора РФ Гульсинэ Токаревой, на современном этапе развития Казани подход к транспортным проблема города должен быть другой, модернизированный. «Эти расчеты транспортных и пассажирских потоков – устаревшие методы из прошлого, - считает она. - К примеру, главный недостаток дорожной сети в Казани – отсутствие хорошей связности. У нас все магистральные направления завязаны в пучок, который собирает огромные пробки, откуда люди часами не могут выехать. Нужно переосмысление конфигурации сети, ее геометрии. А это можно сделать только математическими методами».
Услышат ли мнение архитекторов чиновники? Пока решено собрать все предложения, обсудить и выбрать лучшее, которое будет воплощаться в ходе реконструкции дорожно-уличной сети Казани.
К слову, принять участие в обсуждении могут и казанцы. На портале мэрии или в комментариях к данной статье можно оставить свои предложения по борьбе с пробками.