Заработать авторитет
Эффективной площадкой для такого диалога в республике стала система «Народный контроль» на портале госуслуг Татарстана. За два года через портал и call-центр этой системы на базе министерства информатизации и связи РТ прошло уже более 33 тысячи уведомлений, из которых удалось решить около 70 процентов. Жители республики уже оценили оперативность и результаты работы министерств, ведомств и муниципалитетов, наблюдая за исполнением своих заявок в режиме реального времени.
«Система «Народный контроль» пробудила в людях активность, подвигла их сообщать о тех нарушениях и неудобствах, с которыми они сталкиваются каждый день, - рассуждает Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в Татарстане, модератор этой системы. – При этом каждый видит, какое внимание власти уделяют насущным проблемам. Так что и работа чиновников становится более открытой, прозрачной. В конце концов, от своевременности решения вопросов зависит их репутация. Если решение проблемы постоянно откладывают, то у заявителя может сложиться впечатление о низком авторитете власти. Любой житель РТ может оценить деятельность конкретного райисполкома, министерства или ведомства».
Делим на категории
Кстати, срок ответа на заявку в системе втрое короче установленного для работы с обращениями граждан – всего 10 дней. Причём контроль достаточно жёсткий, так что практически все ведомства теперь укладываются в этот срок. Каждую неделю задерживают лишь около 15 ответов, хотя в работе одновременно может находиться 700 и более заявок. Около 15% ответов составляют мотивированные отказы, обоснованность которых лично контролирует Сария Сабурская.
одавая заявку в «Народный контроль», главное - убедиться, что она соответствует заявленным в системе категориям. Иначе ожидаемого ответа на своё уведомление вы не получите. Сейчас в системе 30 категорий, среди которых капремонт, детсады, незаконные азартные игры, почта, наружная реклама, школы, соцобслуживание, проблемы предпринимателей, экология и другие. Больше всего положительных отзывов на выполнение заявок по благоустройству территории. Лидеры по отрицательным отзывам – дороги и ЖКХ.
Впрочем, «Народный контроль» постоянно дополняют новыми категориями. Как уточнила Сария Харисовна, новые темы подсказывают не только заявители. С предложениями регулярно выходят и руководители министерств.
Не жаловаться, а управлять
Сообщая о разбитых сельских дорогах, неухоженных дворах и неосвещённых поселковых улицах, татарстанцы, по сути, сами участвуют в формировании региональных программ. Чиновникам это тоже удобно, ведь программы при этом получаются не абстрактные, а с учётом пожеланий граждан. Понятно, что на всё сразу денег в бюджете республики не найдётся, поэтому планы составляют на несколько лет вперёд. Но при этом по заявкам в «Народный контроль» принимают временные меры, например, выравнивают проблемные сельские дороги грейдером или укрепляют их щебнем.
«Я знаю, что улица Крутовская несколько раз попадала в «Народный контроль», потому что казанцы требовали отремонтировать её, - рассказывает Сабурская. - Я сама видела, что в итоге дорогу на подъезде к Татвоенкомату привели в порядок. Я бываю в командировках в Набережных Челнах, Елабуге, других городах и районах и знаю, как наболевшие вопросы решают через «Народный контроль». Через систему люди обратили внимание на необходимость капремонта детсадов. К примеру, детсад №12 «Солнышко» в Елабуге отремонтировали благодаря активности родителей в «Народном контроле». По поручению президента РТ мы каждый месяц рассматриваем системные вопросы, требующие дополнительного финансирования. К таким вопросам относится, например, ремонт мостов в городах и районах. Не исключено, что вскоре для решения этой задачи разработают новую региональную программу».
Больше всего заявок в «Народный контроль» поступает из Казани, Альметьевского района и Набережных Челнов. Выходит, именно здесь живёт большинство татарстанцев с активной гражданской позицией, которые благодаря системе участвуют в жизни республики и формировании региональных программ.