«Мы не хотим каких-то новых преференций»
Напомним, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ впервые был подписан 15 февраля 1994 г. В июле 2017 года истекает срок действия очередного договора.
- Придет время, и мы поставим вопрос о подписании этого договора, - сказал на пресс-конференции Фарид Мухаметшин. - Самому федеральному центру крайне нужен этот договор. Через этот договор федеральный центр показывает, что все статьи Конституции РФ сполна действуют.
Мы не хотим каких-то новых преференций. В этом договоре есть нормы, по которым межправительственные соглашения позволяют решать практически все возникающие вопросы. Да, есть озабоченность, что нет бюджетного федерализма. Это основа федеративного государства, когда по понятным правилам исчисляются и собираются налоги и платежи.
«Глядишь, Марий Эл или Кировская область станут донорами»
Должны быть четкие правила бюджетного федерализма, по которым все знают свои полномочия в этих деньгах. Общее налоговое поле РТ – примерно 700 млрд рублей. Из них 60% уходит в федеральный центр, 40% остается Татарстану.
Одно время было соотношение 50 на 50. Если бы оно осталось таким и если свыше 50 у нас получается бюджет, то мы на какую-то сумму по решению федерального правительства в глубоко дотационном субъекте рядом с Татарстаном могли бы построить новый объект налогообложения – завод-сателлит КАМАЗа, например, расширили бы налоговую базу этого региона. Мы могли бы и свои предприятия заинтересовать, чтобы они дивиденды получали.
Глядишь, через какое-то время Республика Марий Эл или Кировская область стали бы донорами. В те годы, когда соотношение было 50 на 50, субъектов-доноров в стране было 28, сегодня осталось где-то 12.
Вот опять в 2017 году на 8 – 9 млрд рублей больше надо будет перечислять в федеральный центр. Два-три года придется, наверное, нам в этих условиях работать. С 2018 года будем подступать к решению этой проблемы.
О «фанфуриках»
Законодательство субъектов и федеральное законодательство во многом плетется в хвосте новых и старых проблем, которые надо регулировать законодательно законодательством в субъектах РФ.
Неужели кто-то не знал, что продажа «фанфуриков» (настойки «Боярышника», от которой пострадали множество людей в Иркутской области - прим.) за последние годы превратилась в бизнес? Необходимость ужесточения законодательства в этой части г очевидна. Появляющиеся и уже существующие проблемы в субъектах Федерации должны регулироваться региональным законодательством.
«Кивать на Москву – не наш стиль работы»
Я дал поручение посчитать, сколько всего институтов у нас в республике обладают правом законодательной инициативы. Оказалось – 1068! Это президент, правительство РТ, все 100 депутатов Госсовета РТ, депутаты городских районных советов, муниципалитетов, профсоюзы, омбудсмены. Из них работают в лучшем случае десяток. Я хотел бы, чтобы субъекты законодательной инициативы сами проявляли бы больше интереса и выходили бы с ходатайством принять какой-либо закон, высказывали бы свои предложения.