Примерное время чтения: 6 минут
311

Внимание, человек! На что жалуются татарстанцы омбудсмену?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Татарстан 01/03/2017

«Число обращений в системы «Народный контроль» и «Народный инспектор», рост числа общественных организаций говорит о том, что гражданская активность татарстанцев растёт.  Люди смелее обращаются в суды, идут на независимые экс­пертизы, но чаще сообща. К нам обращаются, когда остаются с проблемой наедине», - считает Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в РТ.

Вместо соцпомощи

Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Сария Харисовна, в итоговом докладе за 2016 год вы озвучили широкий спектр проблем. За решение какой вы болеете больше?

Фото: АиФ-Казань

Сария Сабурская: Большинство обращений касается нарушений жилищных прав и жилищно-коммунальной сферы, актуальны вопросы соц­защиты и соцобеспечения. Но даже если по теме одна жалоба - значит, есть проблема и устранить её для меня так же важно, как решить массовые вопросы.

Выездные проверки эффективнее письменных обращений, так как позволяют дать более реальную оценку. Хотя по закону к письму нужно приложить документы, подтверждающие нарушения прав, люди могут и не дойти до местных чиновников, а сразу написать нам. Это связано и с правовой неграмотностью, и с недостаточным профессио­нальным уровнем служащих на местах, и просто с невнимательным отношением к человеку. Случается, что чиновники не всегда могут разъяснить, но чаще люди не согласны с разъяснениями и ждут, что в другом ведомстве им ответят иначе. Увы, нормы закона не перешагнёшь. И мы часто играем роль соцпомощи: ведь убедить человека, что он неправ, непросто.

Досье
Сария Сабурская родилась в 1956 году в Зеленодольске. Окончила Казанский пединститут и юрфак ТИСБИ, кандидат философских наук. Около 9 лет возглавляла управление соцразвития аппарата кабмина РТ. С 2010 года - омбудсмен РТ. Заслуженный работник соцзащиты РТ. Замужем, двое детей.

Мы принимаем участие в работе Государственного Совета РТ, его комитетов. Одна из задач Уполномоченного – содействовать совершенствованию законов. Так, мы предложили установить чёткие сроки нахождения мигрантов в центрах временного содержания, усовершенствовать механизм получения инвалидами компенсаций за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, чтобы суммы были соответствующими. Вышли с инициативой сравнять пенсии участникам войны и бойцам последнего призыва. А ещё предложили объединить закупки дорогостоящих лекарств для обеспечения льготников с редкими заболеваниями из разных регионов, чтобы приобретать их по оптовым ценам. Задумались и о поощрении работающих заключённых, вставших на путь исправления.

- Проверки инициируете только по обращениям?

- Нет, и по информации СМИ. В этом году мы дополнительно планируем провести проверки льготного лекарственного обеспечения татарстанцев. Также в плане изучить, как обстоят дела с поддержкой многодетных семей, защитой прав бездомных, обучением детей мигрантов. На фоне массовых обращений в 2016 г. мы проверили сосудистые центры минздрава РТ. Оказалось, что были случаи отказов в специализированной помощи из-за нехватки мест. Мы рекомендовали министерству увеличить число коек.

Где врачи?

- Число медучреждений сокращают, количество коек оптимизируют, есть проблемы с ремонтом поликлиник, оборудования. Всё упирается в отсутствие полноценного финансирования?

- Ремонт поликлиник требует средств, но больше проблем связано с нехваткой кадров, которая в некоторых больницах достигает 47%. Текучка, к врачам очереди. Требования к медперсоналу растут, и хотелось бы, чтобы увеличивались меры соцподдержки медработников. Наставничество, помощь новичку в период адаптации помогли бы избежать быстрого выгорания. В договорах с целевиками нужны чёткие сроки отработки, иначе выпускники подходят к ней формально, могут через месяц уйти в частную клинику, где зарплата выше. Система для обеспечения доступной медицины создана, есть учреждения, но перечисленные проблемы не позволяют в полной мере воспользоваться доступной медпомощью. Вот почему категория «Поликлиники и больницы» не теряет популярности в системе «Народный контроль».

- Эффективно ли работает государственная информационная система «Народный контроль»? Правда ли, что в ней перестали принимать заявки, решение которых требует крупных денежных вливаний?

- В 2016-м в систему поступило на 49% обращений больше, чем год назад, - более 43 тыс. Это говорит о доверии татарстанцев. Популярны категории дорожное строительство и ремонт, освещение улиц, благоустройство дворов, свалки, дошкольное образование и др. Заявку принимают независимо от того, сколько денег нужно для её решения. Более чётко планируется устанавливать сроки реализации дорогостоящих проектов - вплоть до 2020 года, и контролировать исполнение таких заявок. Многие вопросы закрывают с помощью республиканских программ, в формировании которых благодаря системе может участвовать каждый. Например, по данным миндортранса РТ, из 12 тыс. заявок на содержание и ремонт муниципальных дорог 67% решили, в 2017 году исполнят более тысячи уведомлений из 3 тыс. запланированных.

На те же грабли

- В РТ всё больше исков о сносе домов в охранных зонах газопроводов, ЛЭП. Постройки законны, участки выделяли исполкомы. Почему люди стали крайними?

- Да, такая проблема есть, и тема серьёзная. По Правилами охраны магистральных трубопроводов, утверждённым Минтопэнерго РФ, постановлением Госгортехнадзора РФ, эксплуатирующая организация должна передавать в органы местного самоуправления места фактического положения трубопровода для нанесения на карты землепользования. На практике местные власти ссылаются на отсутствие полной информации о границах охранных зон.

К сожалению, люди остались крайними, потому что по закону для решения о сносе важен лишь сам факт постройки ближе установленных минимальных расстояний до газопроводов. Поэтому в докладе мы предложили органам местного самоуправления уточнить сведения о местонахождении магистральных трубопроводов по материалам их владельцев, чтобы не допустить выделения таких участков под строительство жилья.

- Растёт ли гражданская активность населения? Готовы ли отстаивать жители свои права?

- Гражданская активность населения, безусловно, растёт. Однако на днях я была в Чистополе, где жильцы не согласны с решением о признании их домов аварийными, провели независимую экспертизу. Но их главная активистка заболела, и из целого дома никто не подал иск в суд, ждали её и сроки упустили. Число обращений в системы «Народный контроль», «Народный инспектор» (около 80 тыс. заявок) подтверждает, что активность растёт. Больше стало общественных организаций. Мы привыкли к обществам инвалидов, союзам пенсионеров, ветеранов, а теперь НКО защищают права многодетных, есть объединения отцов, приёмных семей, организации, занимающиеся проблемами семейного насилия, бывших заключённых, кризисных беременных. Люди объединяются, чтобы решать свои проблемы сообща.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах