На самом деле, доходы от платной медицины в республике гораздо выше. Ведь, по данным Росздравнадзора по РТ, среди работающих в РТ 2800 медорганизаций (в 2013-м было 1,5 тыс.) государственных всего 200.
Кошелёк за жизнь
Платные услуги составляют сегодня от 10 до 18% бюджета каждого медучреждения РТ. Но улучшается ли от этого медпомощь? Татарстан гордится демографическим бумом и тем, что по сравнению с советскими временами детская смертность снизилась в разы. Однако только в этом году в РТ случились две громкие трагедии. «АиФ-Казань» писал о смерти младенца из Балтасинского района, которому не смогли оказать помощь в ЦБР и не довезли в Казань. В марте в Пестречинской ЦРБ умерла 3-летняя девочка. Врачи вовремя не госпитализировали ребёнка, считают следователи. А эксперты делают выводы о беспомощности районных ЦРБ, потому что люди не получают там гарантированные законом бесплатные услуги.
Их предоставляют по-разному. Кто-то лечится в высокотехнологичных центрах (в 2015 г. такую помощь получили 11 945 татарстанцев), а кто-то годами не может пройти элементарное обследование. Борясь за своё здоровье, люди всё чаще оказываются перед выбором: кошелёк или жизнь.
О масштабе проблемы можно судить по обращениям к Уполномоченному по правам человека в РТ. По итогам 2015 г. жалобы на медпомощь омбудсмену поднялись с 7-го места (в 2013-2014 годах) на 4-е. Самые острые вопросы - доступность и качество. В детской больнице №7 Казани, например, отказали в медосмотре ребёнку - предложили идти в платную клинику. Минздрав РТ отреагировал на проблему дежурным ответом о кадровом дефиците.
Отсутствием специалистов объясняют рост платных услуг и в Росздравнадзоре по РТ. «В ряде районов РТ нет «узких» специалистов, например, эндокринолога, окулиста, ЛОР-врача,- констатирует Любовь Шайхутдинова, заместитель руководителя Росздравнадзора по РТ. - В Бугульме, например, нет проктолога. И люди вынуждены обращаться со своими проблемами к частнику.
Ещё одна причина роста платных услуг - то, что многие стремятся получить индивидуальную медпомощь. Так, в Казани недавно открылся частный роддом, в котором роды в индивидуальном зале с присутствием мужа стоят 160 тыс. рублей».
Корень зла
По закону платные услуги пациенту предоставляются только по его желанию. Однако в реальности это не так. Читательница «АиФ-Казань» рассказала, как делала операцию по направлению врача в одной из казанских больниц. «Мне предложили заплатить за наркоз, - говорит женщина. - Но предупредили: «Местный вы не выдержите». Пришлось подписать договор, будто я плачу за наркоз по желанию».
Гильманов видит опасность и в том, что по гарантированным государством услугам сегодня отвечают страховые коммерческие организации. По закону за реализацию прав гражданина в системе ОМС отвечает фонд ОМС. Он передаёт свои полномочия территориальным фондам, а те - коммерческим страховым компаниям. «В этой ситуации крайнего искать сложно, - говорит он. - Я ещё не видел, чтобы какая-то страховая компания ответила за смерть больного. А ведь государство публично заявило о защите интересов этого застрахованного. Но на деле этого нет...
Тем временем народ слушает отчёты о социально ориентированном бюджете и возмущается: «Денег выше крыши, а бесплатное лечение обеспечить не могут!» Крайним оказывается здравоохранение».
Анас Гильманов видит корень зла в старой советской модели, от которой здравоохранение не отказалось до сих пор. «Государство должно публично признать, что не в состоянии обеспечить бесплатную медпомощь, - считает он. - Мы используем те же технологии, что и за рубежом. МРТ, КТ у нас стоят так же, как там. Нельзя оказать эквивалентную помощь, когда денег в 10 раз меньше. Сегодня программе госгарантий в РФ не хватает 28 млрд руб.
За рубежом в 98% обращений пациентов лечат бесплатно. Однако есть заранее оговоренные виды платной помощи. Но и эту помощь основная масса населения получает по низким ценам - на условиях добровольного медстрахования. А у нас добровольно почти не страхуются - ведь государством всё гарантировано бесплатно.
В итоге платная медпомощь обходится намного дороже. Правда, некоторые пациенты покупают полисы дополнительного медстрахования (ДМС) - получается, платят дважды».
Внимательный врач - редкость
Вадим Кешнер, народный артист России:
- Через год мне исполнится 80 лет. Я не очень здоровый человек, но к врачам сегодня стараюсь не ходить. Замечаю, что КПД современных докторов равен очень небольшим процентам. И от этого возникает безразличие даже к самому себе.
В неоднозначное советское время и отношение к пациенту, и сам уровень подготовки врачей были гораздо выше.
А сегодня найти думающего врача, умеющего сопоставлять факты, внимательного к пациенту, - большая редкость. Ужас заключается в том, что, прежде чем попасть к специалисту, нужно пройти массу препон - записи, талоны. Доходит до того, что приходится выпрашивать в поликлинике талоны на анализ крови…
Но самое страшное, когда приходишь к врачу, а он занимается больше не тобой, а компьютером, делает там какие-то записи. Может даже давление не измерить. Бывает, идёшь на приём к хорошему платному врачу, а результат тот же самый.
Официально
Рустам Минниханов, президент РТ:
- Свыше 40 млрд руб. составил консолидированный бюджет здравоохранения в 2015 г. Плюс к этому ещё на почти 4 млрд руб. выполнены работы по строительству, реконструкции и капремонту, по приобретению оборудования для учреждений здравоохранения республики. Это серьёзные инвестиции!
Активно развивается негосударственный сектор здравоохранения. Минздраву республики необходимо обеспечить сбалансированную работу частных и государственных медорганизаций с учётом интересов населения. При этом главным приоритетом в работе каждого медработника должно стать качество предоставляемых услуг и пациентоориентированность.
(Из выступления на коллегии минздрава РТ, послания президента РТ 2016 г.)
Комментарий
Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в РТ:
- Отказ в предоставлении медпомощи по программам обязательного медицинского страхования (ОМС), качество медицинской помощи, взимание денег по программам ОМС - вот основные причины обоснованных жалоб татарстанцев на медицинское обслуживание, поступивших в Фонд ОМС. При этом сами медицинские организации в большинстве случаев соглашаются с выводами страховщиков и доводами заявителей. Так, большинство жалоб, признанных обоснованными в 2015 году, были удовлетворены в досудебном порядке (91,6 процента).
В спорных случаях, дошедших до суда, была удовлетворена примерно половина исков пациентов.