Мечта детства
Хамит Абдуллазянов грезил морем с детства. «Отец служил 5 лет на Северном флоте. Все мое детство было овеяно его воспоминаниями: он красочно описывал северное сияние, сопки, скалы, показывал фотографии с морскими котиками, вспоминал, что ветер на море такой сильный, что к камбузу приходилось привязывать канаты и передвигаться по ним, - делится Хамит Абдуллазянов. – С тех пор и влюбился в море».
К старшим классам Хамит твердо знал: поступит в Севастопольское высшее военно-инженерное училище. «В те года конкурс в такие заведения был большой. Я учился в деревенской школе, на татарском языке. Но в 9, 10 классах нашел учебники на русском и изучал их - так мне хотелось стать офицером! К концу учебы меня приглашали в МГУ на математический факультет, но я выбрал Севастополь. Из Казани было около дюжины абитуриентов, а поступил я один», - улыбается моряк.
Как «Аксон-2» стала «Казанью»
На подводную лодку К-403 «Аксон-2» Хамит Абдуллазянов попал в 1984 году, а в 1991 году он был назначен на атомную подводную лодку в реакторный отсек. Так, до выхода на пенсию – до 2002 года – и служил на этом корабле. Прошел путь от командира группы до заместителя командира.
«В то время когда я оказался на подводной лодке, в 90-е годы, флот переживал кризис. Многие офицеры месяцами не получали зарплаты, людям приходилось подрабатывать, по ночам выгружать вагоны, устраиваться таксистами. Тогда руководство подводных лодок и флота начали обращаться к городом, чтобы взяли шефство над ними. Так поступили и мы», - рассказывает офицер.
В 1997 году Абдуллазянов обратился к Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву с просьбой о том, чтобы АПЛ К-403 было присвоено имя «Казань». 30 июля 1997 года подводной лодке К-403 АКСОН (акустический корабль специального назначения) было присвоено имя столицы республики. Начиная с этого момента, на субмарине служили только призывники из Татарстана.
К-403 прослужила ВМФ России 34 года (средний срок службы подводных лодок 25 лет).
Изначально она была субмариной стратегического назначения с 16 боевыми ракетами на борту. Когда судно начало «стареть», в 1980-м году его перевели в разряд лодок специального назначения. «Мы испытывали акустические системы с учеными из НИИ «Морфизприбор». Служили на корабле и женщины – научные сотрудники. Проверенные нами системы устанавливались на новейшие корабли, - продолжает Хамит Маннафович. – Для корабля – самое главное – это акустика. Только ориентируясь по звукам, он может действовать».
Иногда подводные лодки подходили к берегам Северной Америки (США) так близко, что могли выведывать информацию о местонахождении и количестве кораблей у иностранцев. «После того, как американское командование узнавало об утечке секретной информации, увольняли очень многих адмиралов. Такими вот незаметными были русские подводные лодки», - резюмирует Абдуллазянов.
Тяжелее всего – не видеть солнца
«Это в фильмах показывают, что на подводных лодках есть большие иллюминаторы, через которые можно наблюдать богатый подводный мир, - смеется моряк. – Нет. Погружаясь в воду, ты отрываешься от земли, от родных. Самое сложное на службе – не видеть солнца. Неделями, месяцами ты находишься в железном корпусе длиною 152 метра, высотой 18 метров, шириной 10 метров. Только дневное освещение и каюты, напоминающие вагоны. Мы никогда не высыпались».
На борту «Казани» были и свои традиции. «Подводники никогда не выходят в море в понедельник, - объясняет Хамит Абдуллазянов. – Любой капитан ищет предлог, лишь бы не нарушить этого правила».
Были и свои праздники: лепили всем кораблем пельмени, чествовали дни отдельных частей на субмарине. «В середине автономки (80 суток) мы проводили обряд посвящения новобранцев в подводники. Самого статного моряка облачали в костюм Нептуна, из матросов делали морских чертей. Бог моря произносил торжественную речь, после чего из огромного чана предлагал испить морской воды. Чем больше выпьешь, тем лучше», - смеется Абдуллазянов.
По словам подводника, на современных субмаринах также есть обряды посвящения. Новичкам предлагают «поцеловать кувалду» - подставить лицо под качающийся на веревке инструмент.
Новая «Казань»
Скоро у столицы Татарстана появится новая именная подводная лодка. Достроить субмарину и спустить ее на воду планируют в 2017 году.
К-561 «Казань» будет лодкой четвертого поколения. Она строится по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». «В задачи этой лодки будет входить обнаружение и слежение за подводными лодками стратегического назначения других стран», - поясняет Абдуллазянов. – Будет «Казань» служить Отечеству и охранять его от врагов».