Однако на следующий день отпущены под подписку о невыезде.Суд удовлетворил апелляцию прокуратуры, накануне заявившей о том, что арест Навального и Офицерова в зале суда был незаконным, поскольку приговор в отношении них еще не вступил в силу.
Напомним, по версии следствия, с мая по сентябрь 2009 года Навальный в период работы советником губернатора Кировской области вступил в сговор с директором «Вятской лесной компании» Петром Офицеровым и гендиректором «Кировлеса» Вячеславом Опалевым. В результате их деятельности было похищено более 10 тысяч кубометров леса.
Рафаэль Хакимов, академик, директор Института истории Академии наук РТ:
- В какой-то мере это давление на оппозицию. Если расценивать этот процесс с политической точки зрения, власти создают из него жертвенную фигуру. За него будет биться толпа, которая, кстати говоря, идеологически не определена. Зачем делать из Навального политическую жертву. Могут начаться международные разбирательства, это ни к чему. По поводу приговора: украл или нет, это вопрос суда. У нас ведь политика и бизнес всегда на грани дефолта. А вообще нас такие законы, что всегда есть, к чему у бизнесменов придраться.
Алексей Коннов, генеральный директор Центра аналитических исследований и разработок:
- То, что Навального отпустили под подписку о невыезде, можно трактовать двояко. Во-первых, это конечно некое торжество справедливости. С Навальным поступили так, как и должно быть по закону: человека заключают под стражу в зале суда только в том случае, если приговор уже не подлежит обжалованию. В данном случае еще можно подать апелляцию.
Власть словно сделала «хорошее лицо»: «Мы все равно найдем, за что зацепиться, но сделаем это законным путем».
Во-вторых, это можно расценивать как маленькую политическую победу Навального. И то, что по всей стране его сторонники устроили акции протеста, тоже играет роль в пользу оппозиционера.
Не возьмусь комментировать, справедлив ли приговор по делу Навального, поскольку не знаю всех тонкостей дела о «Кировлесе». Думаю, если покопаться, любого бизнесмена в нашей стране можно подвести под какую-либо статью.
Александр Салагаев, директор Центра аналитических исследований и разработок:
- В нашей стране рассматривается много судебных дел, которые связаны с махинациями. Почти каждого бизнесмена можно проверить. В случае с Навальным сыграла роль политика: именно из политических соображений дали ход этому делу, причем рассмотрели его очень быстро.
То, что Навального отпустили под подписку о невыезде, я расцениваю, как маленькую уступу властей, так как приговор о пяти лет колонии вызвал большой общественный резонанс, возмущение.
Возможно, это попытка «вытащить» выборы мэра Москвы: после того, как убрали одного из самых сильных кандидатов, люди просто не пошли бы на выборы.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры города Казани:
- Алексей Навальный - это оппозиция. Человека показательно «сплющили», и это заставляет насторожиться остальных, таких как он. В нашей стране компромат можно найти на любого, нужно только захотеть. В России законодательство очень гибкое.
Искандер Ясавеев, преподаватель КФУ, общественный активист:
- Для меня загадка такое поведение властей. Система ведет себя нелогично, власти поступают неумно. Они своими же руками делают из Навального героя. Пока я не вижу никаких дивидендов власти от того, что Навального посадят. Не вижу здесь какой-либо умственной работы или тонкого расчета. А о справедливости приговора вопрос вообще не стоит. Это политика, действие против одного из самых заметных оппозиционеров. Также впереди выборы мэра Москвы, а судимость означает невозможность в них участвовать. Только недавно я обсуждал с коллегами вопрос российского правосудия: в Финляндии, чтобы попасть первый раз в тюрьму, нужно совершить убийство или изнасилование.
Витольд Филиппов, заместитель председателя регионального отделения политической партии «Российский общенародный союз»:
К приговору Навальному я отношусь крайне отрицательно. В данный момент мало кто помнит, что прокуратура дважды отказывала в возбуждении дела в отношении него за отсутствием состава преступления . Показательная расправа над Навальным началась лишь после выступления главы следственного комитете Бастрыкина в Госдуме ,у которого Навальный нашел недвижимость за рубежом. Подписка о невыезде Навального - это игра в «доброго батюшку» царя, чтоб не спровоцировать народные волнения и «новые Болотные площади». Очень интересен сам тот факт, что подписку о не выезде запросила сама прокуратура, с заменой реального отбывания наказания, что само по себе говорит о давлении на нее сверху в целях успокоить общественность,что имеет явный политический окрас. Думаю что приговор несколько не логичен. Но в данном случае власти не церемонятся так же как и в случае с полковником Квачковым которому в первоначально вынесли 13 лет лишения свободы. В целом власть усиливает аппарат давления, примеры этому мы за последнее время видели множество раз, последние из низ это дела руководителя НДП Константина Крылова и рассматриваемое сейчас дело в отношении Дмитрия Демушкина .