Тем временем, республику потрясла очередная трагедия, случившаяся в печально известном Камском детском медцентре в Набережных Челнах, где прошлой осенью подменили детей. У 30-летней женщины ребёнок умер в утробе, потому что ей просто вовремя не помогли родить (!). Несчастная мать почти два дня ходила по больнице с мёртвым плодом внутри.
«Никто не подошёл!»
– Впервые я пришла в больницу 29 апреля на сроке 39-40 недель, но мест не было, – рассказывает роженица. – Не приняли меня и 30 апреля, и 6 мая, хотя я перенашивала. Положили 10 мая, в тот день сердце малыша билось слабо, но врачи успокоили, мол, бывает. Короткие схватки были у меня и 10, и 11 мая, но их заглушали таблетками. Утром 12 мая во время обхода врач только сделала вид, что послушала живот. Все были заняты переездом отделения в другое здание. В обед я заметила сгусток крови, но медсестра сказала ждать врача. Она пришла после 20.00, сказала, что к родам я не готова. Но я не чувствовала шевелений ребёнка, оказалось, что сердце малыша уже не бьётся. Я просила об УЗИ, но услышала: «Откуда я тебе ночью возьму аппарат?». Он стоял в соседнем закрытом отделении, куда я напросилась. Ночью УЗИ подтвердило внутриутробную смерть плода. Я вернулась в отделение, взяла флакон успокоительного, легла и всю ночь смотрела на небо. Никто ко мне даже не подошёл! Утром вся моя родня была в больнице, муж заявил в прокуратуру. Я просила сделать кесарево сечение, но мне объяснили, что мёртвый плод может вызвать инфекцию, и придётся удалять матку. Только 13 мая мне дали таблетку, вызывающую роды. Родила я сама после обеда 14 мая. Сейчас мы ждём результаты экспертизы, которая установит, отчего умер сын. Мне кажется, что обезболивающие, которые мне давали в роддоме во время коротких схваток, помешали мне родить вовремя.
По факту халатности врачей СКР по РТ уже возбудил уголовное дело. Минздрав РТ начал служебную проверку. В КДМЦ утверждают, что до 10 мая женщина вообще не приходила в перинатальный центр, а когда плод в утробе погиб, специалисты действовали в интересах матери. Правда, акушерку приёмного отделения, которая взяла на себя функции врача, принимая решение о сроках госпитализации и родов, всё же уволили.
Напомним, после скандала с подменой детей прошлой осенью в КДМЦ сменился главврач, а в управлении здравоохранения Челнов – начальник. Но, похоже, это не стало уроком. Что мешает организовать нормальный труд медработников, сейчас выясняет прокуратура.
– За последнее время в нескольких райбольницах сменились главврачи, – отметил Булат Мухамеджанов, пресс-секретарь Казанского правозащитного центра. – Так случилось и в Мензелинской ЦРБ после смерти роженицы вместе с пятым ребёнком осенью 2013 г. Этот случай вызвал общественный резонанс, и многие женщины стали заявлять о нарушениях при родах. Сейчас чаще возбуждают уголовные дела о врачебных ошибках и халатности. Наработана и практика их расследования. А ведь ещё пару лет назад минздрав РТ предпочитал не выносить сор из избы. Маховик закрутился, и теперь легче добиться наказания виновных.
Одно название!
По мнению Гузель Удачиной, рост младенческой смертности в республике связан с переходом на новые стандарты регистрации рождаемости. Мол, до 2012 г. плод с весом ниже 1 кг считали выкидышем, а теперь по стандартам ВОЗ регистрируют и детей массой более полкило.
– Мне непонятно, когда говорят, что в РТ только начали регистрировать младенцев массой от 500 граммов, – говорит Гульшад Бардина, замминистра здравоохранения РТ по охране здоровья матери и ребёнка с 1979 по 1995 гг., Заслуженный врач РФ и РТ. – Мы делали это с января 1993 г., считайте уже 21 год! По этому поводу я ходила на приём к главе минздрава РТ. Принесла ему, например, приказ Минздрава РФ №318, подтверждающий, когда мы перешли на стандарты ВОЗ. Я ведь сама готовила приказ о переходе на регистрацию маловесных детей. А раз мы это делаем уже 21 год, значит, причина роста младенческой смертности вовсе не в этом «новшестве».
Настораживает и то, что в среднем по РФ и ПФО младенческая смертность за год снизилась, а в РТ выросла на 7,5%. Кроме того, 508 малышей в РТ родились мёртвыми, а 171 ребёнок не прожил и недели. Ещё 270 младенцев до года умерли от состояний, возникших в перинатальный период. По мнению Удачиной, слабым звеном медпомощи стала реанимация в первую неделю жизни. По сути, в РТ нет полноценных перинатальных центров. По данным минздрава РТ, в республике не хватает 89 коек реанимации новорожденных. На 10 тыс. младенцев в РТ работает всего 24 неонатолога, а дефицит анестезиологов-реаниматологов в некоторых роддомах достигает 70%.
Хроника трагедий
В мае 2010 г. в клинике медуниверситета медсестра оставила без присмотра новорожденную. Девочка срыгнула молоком, перестала дышать и впала в кому. Она умерла спустя три месяца, не приходя в сознание. Врачу-неонатологу, старшей медсестре и шести медсёстрам объявили выговор, а и.о. завотделением сделали замечание. Уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) рассмотрит Вахитовский райсуд Казани.
В декабре 2012 года врачи Арской ЦРБ зафиксировали у плода слабое сердцебиение и назначили роженице кесарево сечение. Но на операционный стол женщина попала лишь через 1,5 часа. Ребёнок родился мёртвым. Женщина требует взыскать с больницы 1,5 млн руб. за задержку операции.
В 2013 г. заведующий акушерским физиологическим отделением Нурлатской ЦРБ нарушил алгоритм реанимационной помощи новорожденному, что привело к смерти. Виновному дали 1,5 года лишения свободы условно с лишением права заниматься служебной деятельностью сроком на 1 год.
В сентябре 2013 г. в горбольнице №16 Казани родился мальчик, который сразу попал в отделение патологии ДРКБ. Экспертиза показала неполное использование ресурсов диагностики. Мама считает, что своевременное УЗИ позволило бы назначить кесарево сечение из-за тугого обвития малыша пуповиной. Свои и детские страдания она оценила в 800 тыс. руб. Дело рассмотрит Московский райсуд Казани.
В декабре 2013 г. в Мензелинской ЦРБ при подготовке к кесареву сечению умерла роженица вместе с пятым сыном. Уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности ещё расследуют.