Кажется, что эта женщина знает о коже всё. Она – это народный художник и заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат премии им. Баки Урманче Наиля Кумысникова. Наиля Халитовна рассказала корреспонденту «АиФ – Казань», какие чулки шьют казанской «тачкой», откуда на татарских сапожках сердечки и другие секреты, что зашифрованы в татарских кожаных узорах.
Как нить превратить в бисер?
Именно Наиля Кумысникова создала ичиги для Катрин Денёв, приезжавшей в Казань в 2007 году на Международный фестиваль мусульманского кино.
«Для французской актрисы я сделала две пары ичигов, – вспоминает Наиля Халитовна. – Одни в классическом татарском стиле, вторые – изысканные серебристо-серые из замши, кожи, вышитые чуть поблёскивающей шёлковой нитью, абсолютно бесшовные и как будто кружевные».
Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом. А одним из главных секретов ичигов называет казанскую «тачку» – особый шов по коже. Эта технология позволяет сшивать кусочки кожи таким образом, что шов не пропускает влагу и делает сапожки нарядными – они как будто расшиты цветным бисером. На самом деле похожие на бисер отдельные цветные кружочки образует навитая цветная нить.
Казанские кожи прославились на весь мир ещё в XIX веке. О них с восхищением писал первый этнограф казанских татар Карл Фукс, путешественники, приезжавшие в Казанский край. Во времена Волжской Булгарии цветной кожей торговали далеко за пределами этого государства. В Казахстане, Киргизии, например, до сих пор нет слова «кожа». Там этот материал называют «булгари». В музее КФУ хранится кожаная подушка с надписью «Высшая награда Промышленной выставки в Казани, 1890 год». Эта подушка, украшенная знаменитым швом, играла роль диплома. Сейчас вручают дипломы в рамочке, а тогда дарили вот такие подушки. Так что любовь к кожаным изделиям у татарстанцев существует, можно сказать, на генетическом уровне.
Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные относятся к XVIII веку. Но учёные предполагают, что они существовали гораздо раньше. Когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять кручёной цветной нитью расстояние между кусочками кожи. Cтаринное звучание этого шва восстановила Наиля Кумысникова.
«Восстановила – думаю, слишком высокопарно звучит, – скромничает мастер. – Но мне очень радостно, что сейчас все вышивают крупным швом – кожаная мозаика обрела свой старинный облик. Предложенный мной крупный шов стали использовать другие мастера, все узнали его возможности – то, как он может украсить изделие. Работа очень трудоёмкая: над парой узорных сапожек вышивальщица трудится примерно две недели».
Почему сапоги называют бесшовными?
Наиля Халитовна – театральный художник по образованию – ичигами заинтересовалась случайно. В 90-е годы её мама, актриса и педагог, попросила купить ей настоящие татарские сапожки. В Арске действовала большая фабрика, выпускавшая сапожки, туфельки в национальном стиле. К сожалению, сейчас от этого производства осталась лишь небольшая мастерская.
«Я купила в Арске ичиги, подарила маме. А она удивилась: почему они такие жёсткие? – вспоминает Наиля Кумысникова. – Я изучила литературу, походила по музеям и поняла: раньше сапожки действительно были другими и по узору, и по мягкости кожи. Ведь в старину и мужчины, и женщины надевали ичиги как чулки. Само слово «ичиг» состоит из сокращения «ичке читек», и переводится с татарского языка как «внутренний сапог». То есть поверх ичигов всегда надевалась другая обувь: валенки или калоши. Входя в дом, человек снимал верхнюю обувь и оставался в красивых, нарядных ичигах».
Узнав всё это, Наиля решила сделать сапожки для мамы сама. Взялась за абсолютно новое для себя дело. Образец отыскала в театре Камала – там ей дали на время старые ичиги, покрытые коричневой масляной краской. Художница отмыла их и под краской обнаружила потрясающий узор: зелёно-красный орнамент на коричневом фоне. Рассматривая изумительный колорит кож, художница вспомнила итальянское Возрождение, орнамент искусства барокко России XVIII века. Она поняла, что старинный облик кожаной мозаики может исчезнуть. Его необходимо восстанавливать.
«Казанский шов не был забыт, – уточняет Наиля Кумысникова. – В Арске девочек учили ему с 12 лет. Он существовал там и до 1917 года, а в 1920-м там открыли фабрику народных промыслов, объединившую всех вышивальщиц».
Но случилась каверза: со временем шов стал настолько мелким, что его главный секрет – бисеринки – стали невидны, они слились в тоненькую линию. Восстанавливая шов, художник и её помощницы перепробовали разные варианты ниток, расстояние между стежками. И добилась эффекта, когда шов не просто крепит кожу, а играет самостоятельную декоративную роль в ичиге, так, как это было раньше.
Художница восстановила и старинные технологии изготовления бесшовных узорных сапог. На самом деле у старинных сапог шов всё-таки был, но только один – впереди. А сзади на ичигах шва не было. Чтобы сапожок лежал по ноге, сзади узор кроили так, что сразу создавался 3D-объём. Ичиги казались бесшовными, потому что шов впереди не был заметен. Было впечатление, что ичиг состоит полностью из узоров.
О чём поёт двуглавая птица?
Татарские узорные сапожки – не просто красивая обувь, это настоящий информационный портал, где все узоры несут определённый смысл. Они выполнены в древних языческих традициях, когда орнаменты являлись «текстами» и когда один человек посылал другому изделие с узором определённого значения, а тот, взглянув, сразу понимал, что хочет сказать сосед. Такие «говорящие» узоры создавались и для ичигов.
«Девушки всегда заказывали узор с двумя сердечками, – делится наблюдениями Наиля. – Это не «валентинки» из Европы, которая, как многие думают, нас всему учит, а гораздо более древний булгарский символ. Сердечки – знак целомудрия, непорочности».
На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор с двумя рожками. На самом деле это вовсе не рога, а родовое дерево, на котором сидит божество из булгарской легенды птица Умай. Образ двуглавой птицы встречается не только у татар – у очень многих народов, даже у американских индейцев.
На ичигах орнамент с птицей Умай, охраняющей родовое дерево, повторяется снизу вверх. Это повторение одного и того же узора даёт уверенность, что всё в жизни семьи будет хорошо. Двуглавая птица считается покровительницей рожениц, хранительницей домашнего очага, дома – самого главного, что есть у человека. Продлению рода посвящена вся символика старинных ичигов. Ведь чем больше семья, тем больше вероятность того, что род не исчезнет, выживет в войнах, будет процветать, получив больше рабочих рук. Ценность жизни, идея продолжения рода заложена и в русских национальных костюмах, и вышивках украинских рушников, и в узбекских тюбетейках – в орнаментах разных народов.
«Возможно, наша жизнь стала гораздо сложнее, потому что мы забываем мудрость древних символов. Раньше они повсюду сопровождали человека, были оберегами его семьи и рода. Мы должны их сохранить», – считает Наиля Кумысникова.
На заметку
Как шьют казанской «тачкой»?
– Кусочки кожи, весь узор кроят встык, без припусков на шов, они должны идеально совпадать. Шьют с изнанки. Расстояние между кусками кожи заполняет цветная нить, под которой скрыта крепёжная нить. Крепежная нить обычно вощёная, поэтому она долго не истлевает и сапоги живут 200 и 300 лет. Во влажную погоду шов разбухает, и вода не проникает внутрь ичига.
– Цветные нити (шёлковые, а также серебряные и золотые) накручивают на иголочку, и каждые три витка создают круглый шарик снаружи. Получаются круглые стежки, похожие на бисеринки.
– Эти цветные колечки из нитей можно чередовать, используя до семи цветов. Тогда вся эта линия выглядит как тонкая декоративная тесьма. Иногда её делали в шахматном порядке: две накрутки одного цвета и две накрутки другого, а потом наоборот. Шов позволяет придумывать массу вариаций.