Кажется, что эта женщина знает о коже всё. Она – это народный художник и заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат премии им. Баки Урманче Наиля Кумысникова. Наиля Халитовна рассказала корреспонденту «АиФ – Казань», какие чулки шьют казанской «тачкой», откуда на татарских сапожках сердечки и другие секреты, что зашифрованы в татарских кожаных узорах.

Как нить превратить в бисер?
Именно Наиля Кумысникова создала ичиги для Катрин Денёв, приезжавшей в Казань в 2007 году на Международный фестиваль мусульманского кино.
«Для французской актрисы я сделала две пары ичигов, – вспоминает Наиля Халитовна. – Одни в классическом татарском стиле, вторые – изысканные серебристо-серые из замши, кожи, вышитые чуть поблёскивающей шёлковой нитью, абсолютно бесшовные и как будто кружевные».
Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом. А одним из главных секретов ичигов называет казанскую «тачку» – особый шов по коже. Эта технология позволяет сшивать кусочки кожи таким образом, что шов не пропускает влагу и делает сапожки нарядными – они как будто расшиты цветным бисером. На самом деле похожие на бисер отдельные цветные кружочки образует навитая цветная нить.

Казанские кожи прославились на весь мир ещё в XIX веке. О них с восхищением писал первый этнограф казанских татар Карл Фукс, путешественники, приезжавшие в Казанский край. Во времена Волжской Булгарии цветной кожей торговали далеко за пределами этого государства. В Казахстане, Киргизии, например, до сих пор нет слова «кожа». Там этот материал называют «булгари». В музее КФУ хранится кожаная подушка с надписью «Высшая награда Промышленной выставки в Казани, 1890 год». Эта подушка, украшенная знаменитым швом, играла роль диплома. Сейчас вручают дипломы в рамочке, а тогда дарили вот такие подушки. Так что любовь к кожаным изделиям у татарстанцев существует, можно сказать, на генетическом уровне.

Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные относятся к XVIII веку. Но учёные предполагают, что они существовали гораздо раньше. Когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять кручёной цветной нитью расстояние между кусочками кожи. Cтаринное звучание этого шва восстановила Наиля Кумысникова.
«Восстановила – думаю, слишком высокопарно звучит, – скромничает мастер. – Но мне очень радостно, что сейчас все вышивают крупным швом – кожаная мозаика обрела свой старинный облик. Предложенный мной крупный шов стали использовать другие мастера, все узнали его возможности – то, как он может украсить изделие. Работа очень трудоёмкая: над парой узорных сапожек вышивальщица трудится примерно две недели».
Почему сапоги называют бесшовными?
Наиля Халитовна – театральный художник по образованию – ичигами заинтересовалась случайно. В 90-е годы её мама, актриса и педагог, попросила купить ей настоящие татарские сапожки. В Арске действовала большая фабрика, выпускавшая сапожки, туфельки в национальном стиле. К сожалению, сейчас от этого производства осталась лишь небольшая мастерская.

«Я купила в Арске ичиги, подарила маме. А она удивилась: почему они такие жёсткие? – вспоминает Наиля Кумысникова. – Я изучила литературу, походила по музеям и поняла: раньше сапожки действительно были другими и по узору, и по мягкости кожи. Ведь в старину и мужчины, и женщины надевали ичиги как чулки. Само слово «ичиг» состоит из сокращения «ичке читек», и переводится с татарского языка как «внутренний сапог». То есть поверх ичигов всегда надевалась другая обувь: валенки или калоши. Входя в дом, человек снимал верхнюю обувь и оставался в красивых, нарядных ичигах».

«Казанский шов не был забыт, – уточняет Наиля Кумысникова. – В Арске девочек учили ему с 12 лет. Он существовал там и до 1917 года, а в 1920-м там открыли фабрику народных промыслов, объединившую всех вышивальщиц».
Художница восстановила и старинные технологии изготовления бесшовных узорных сапог. На самом деле у старинных сапог шов всё-таки был, но только один – впереди. А сзади на ичигах шва не было. Чтобы сапожок лежал по ноге, сзади узор кроили так, что сразу создавался 3D-объём. Ичиги казались бесшовными, потому что шов впереди не был заметен. Было впечатление, что ичиг состоит полностью из узоров.

О чём поёт двуглавая птица?
Татарские узорные сапожки – не просто красивая обувь, это настоящий информационный портал, где все узоры несут определённый смысл. Они выполнены в древних языческих традициях, когда орнаменты являлись «текстами» и когда один человек посылал другому изделие с узором определённого значения, а тот, взглянув, сразу понимал, что хочет сказать сосед. Такие «говорящие» узоры создавались и для ичигов.
На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор с двумя рожками. На самом деле это вовсе не рога, а родовое дерево, на котором сидит божество из булгарской легенды птица Умай. Образ двуглавой птицы встречается не только у татар – у очень многих народов, даже у американских индейцев.

На ичигах орнамент с птицей Умай, охраняющей родовое дерево, повторяется снизу вверх. Это повторение одного и того же узора даёт уверенность, что всё в жизни семьи будет хорошо. Двуглавая птица считается покровительницей рожениц, хранительницей домашнего очага, дома – самого главного, что есть у человека. Продлению рода посвящена вся символика старинных ичигов. Ведь чем больше семья, тем больше вероятность того, что род не исчезнет, выживет в войнах, будет процветать, получив больше рабочих рук. Ценность жизни, идея продолжения рода заложена и в русских национальных костюмах, и вышивках украинских рушников, и в узбекских тюбетейках – в орнаментах разных народов.
На заметку
Как шьют казанской «тачкой»?
– Кусочки кожи, весь узор кроят встык, без припусков на шов, они должны идеально совпадать. Шьют с изнанки. Расстояние между кусками кожи заполняет цветная нить, под которой скрыта крепёжная нить. Крепежная нить обычно вощёная, поэтому она долго не истлевает и сапоги живут 200 и 300 лет. Во влажную погоду шов разбухает, и вода не проникает внутрь ичига.
– Цветные нити (шёлковые, а также серебряные и золотые) накручивают на иголочку, и каждые три витка создают круглый шарик снаружи. Получаются круглые стежки, похожие на бисеринки.
– Эти цветные колечки из нитей можно чередовать, используя до семи цветов. Тогда вся эта линия выглядит как тонкая декоративная тесьма. Иногда её делали в шахматном порядке: две накрутки одного цвета и две накрутки другого, а потом наоборот. Шов позволяет придумывать массу вариаций.