Традиционный татарский костюм более 100 лет назад состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги ичиги. Завершали образ головные уборы. О том, как одевались татары в XIX веке, «АиФ-Казань» рассказала этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.
Что носили горожане
Под влиянием моды и развития промышленности национальная одежда татар со временем менялась. В XIX в. основой мужского и женского гардероба была длинная рубаха, похожая на тунику, шитая из холста или тонкой полотняной материи. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Мужская рубаха шилась с воротом-стойкой, а по праздникам надевали с отложным воротником, украшенным вышивкой.
«До конца XIX в. мужчины подпоясывали рубахи, – рассказывает Дина Гатина-Шафикова. – Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX в., однако в свадебном обряде его использовали ещё долго».
В обычае у мужчин было носить двое штанов: нижние из светлой ткани и верхние – чалбар – более тёмных тонов, чаще в полоску. Сверху надевали камзол – это приталенная жилетка поверх рубахи. Но так ходили только во дворе. Для улицы надевали приталенный казакин (длиннополая или короткая с рукавами одежда) или прямоспинный джилян (длинный весенне-летний халат) и чекмень (верхняя длинная одежда с рукавами). Камзолы, казакины и джиляны в это время шили из ярких разноцветных шёлковых, атласных, парчовых восточных тканей. Чекмени – из тёмных, однотонных, шерстяных. На голове мужчины носили тюбетейку в форме полусферы или невысокого конуса. Шили её из ярких тканей с рисунком, а однотонные покрывали вышивкой.
Зимой мужчины надевали приталенный утеплённый бишмет (похож на казакин) и шубы – приталенные и прямоспинные. На тюбетейку надевали меховую шапку в форме невысокого цилиндра.
Женский гардероб был похож на мужской. Правда, со временем рубаха трансформировалась в платье, но сохранила туникообразный покрой. Её женщины никогда не подпоясывали. Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой – кукрэкчэ, и внешний нарядный – изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой.
«В конце XIX в. горожанки перестают носить рубахи, заменив их приталенным платьем, которое дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX в.», – продолжает этнограф.
Под рубахой у женщин были штаны, а поверх – камзол, бишмет и джилян того же покроя, что и мужской.
Главным украшением образа был калфак – головной убор татарочек. Его делали достаточно объёмным, чтобы закрыть голову, волосы и шею сзади. Калфаки шили из ярких тканей, украшали аппликациями, бусинками, жемчугом. Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок.

Как одевались крестьяне
Одежда зажиточных крестьян была схожа с гардеробом горожан. Больше отличительных деталей имел будничный рабочий костюм. И у мужчин, и у женщин обязательным атрибутом был фартук из неотбелённого холста или бязи. Под фартуком у мужчин в зависимости от погоды были рубаха, камзол, казакин, ватный бешмет.
«Бешмет был самой распространённой одеждой среди крестьян. У мужчин несколько короче, чем у стариков», – говорит Дина Гатина-Шафикова.

С рабочей одеждой крестьяне носили лапти, надетые на суконные или холщовые портянки – аякчу, или суконные чулки – тула оек, смотря по погоде. Для работы во дворе на усадьбе использовали легкоснимаемую обувь: лыковые галоши (позднее – резиновые), обрезки валенок, которые обычно оставляли на крыльце. Дома татары ходили в одних чулках или специальной кожаной лёгкой обуви. Выходя из дома, крестьяне надевали кожаные ичиги на мягкой подошве с кожаными галошами или сапоги, появившиеся позднее. Под сапоги мужчины надевали белые портянки, женщины – чулки.
«На свадьбу невеста дарила мужу искусно вышитые портянки. Их мужчины надевали так, чтобы они выглядывали из-под сапог. После свадьбы портянки хранились в сундуках, как семейные реликвии», – говорит этнограф.
Поверх тюбетейки мужчины на селе надевали белую войлочную шляпу с округлым туловом и опущенными полями, которая была очень удобна при работе в поле.
Женский фартук шился с высокой грудкой, позволявшей не носить нагрудников. Верхушку фартука девушки украшали разноцветными узорами по красному или жёлтому холсту. Будничная рубаха-платье шилась из дешёвых широких фабричных тканей. Она доходила до колен, имела длинные широкие рукава.
Камзол женщины-крестьянки начинали носить после свадьбы. Шили его из бархата, пёстрого узбекского атласа или шёлка. В деревне камзол был и одеждой для улицы.
Основным головным убором женщин-крестьянок был ситцевый платок, который надевали в роспуск и завязывали под подбородком, а во время полевых работ – на затылке. Праздничным убором считалась красивая шёлковая шаль, которую женщины набрасывали на платок, а девушки – на белый калфак.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть