Примерное время чтения: 7 минут
6092

«Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм

Сюжет Многонациональный Татарстан
Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.
Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар. газета "Сувар"

Почему чувашских женщин в древности считали амазонками и какой цвет в одежде чуваши унаследовали от своих предков булгар, рассказала «АиФ - Казань» главный редактор издающейся в Татарстане на чувашском языке газеты «Сувар», модельер Ирина Трифонова.

Современные костюмы, стилизованные в национальном духе, Ирина Фёдоровна создаёт больше десяти лет. Их заказывают представители чувашской диаспоры со всей России. Эти модели помогли Трифоновой поступить на учёбу в «Лабораторию моды» Вячеслава Зайцева. Её коллекции отмечены призами на международном конкурсе «Экзерсис» в Казани и на конкурсе «Лучший национальный стилизованный костюм», который проводила Ассамблея народов Татарстана.

Семейный «герб»

Классический чувашский национальный костюм сложился в XII-XVIII веках. По нему, как по старинному документу, можно изучать историю, традиции народа. Так, например, белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.

«Белый цвет чуваши считают символом чистоты, – рассказывает Ирина Трифонова. – В древности этому цвету приписывали магические свойства. У чувашей был обы­чай устраивать в начале лета после сева особый «белый» период. В это время было запрещено беспокоить засеянную семенами землю. Мужчины и женщины надевали белые рубашки, выходили на улицу. Девушки устраивали посиделки, на которых занимались вышивкой по белой ткани. Считалось, что если вышивать в это время по синей, красной ткани, боги могут разгневаться и не послать на поля дождь. Если же в это время кто-то выходил на улицу в цветной одежде, его обливали водой, чтобы уберечься от засухи, не лишиться урожая. Но есть и другое объяснение приверженности белому цвету. Раньше краски для тканей не были распространены, одежду шили из льняных холстов, которые отбеливали на солнце».

Внучка чувашского просветителя Ивана Яковлева.
Внучка чувашского просветителя Ивана Яковлева. Фото предоставлено газетой "Сувар"

По словам модельера, в XIX веке для платьев уже начали использовать ткань, похожую на шотландку, в которой сочетались красный, белый, зелёный и чёрный цвета. Красный цвет символизировал защиту от зла, чёрный – землю, зелёный – жизнь. Если в древности женский костюм состоял из платья-рубашки с вышивкой на подоле и фартука, то позже стали надевать так называемое двойное платье. Оно состояло из нижней укороченной сорочки, под которой были широкие штаны до колен. Сверху надевали длинное свободного кроя платье-рубашку. При этом женщины и девушки обязательно старались подчеркнуть талию. Например, повязывали фартук, если занимались домашним хозяйством. А на праздничное платье надевали вышитый пояс с кистями. Если женщина шла на праздник, сверху надевала сохман. Так называлась верхняя одежда, которая была всегда короче платья-рубашки. Сохман напоминал сюртук или кафтан. На лето его шили из тонкого сукна, на холодное время надевали утеплённый сохман из овчины. Хотя на фотографиях можно увидеть чувашей в лаптях, они в основном носили кожаную обувь. В XIX в. модницы по праздникам щеголяли в сапожках со шнуровкой.

По одежде можно было узнать не только о возрасте, положении человека в обществе, но и о его семье, откуда он родом. Каждый род имел свой особенный рисунок, вышивал свой семейный «герб». У женщин такие родовые символы чаще всего украшали подол платья-рубашки. В качестве основы для орнаментов использовались древние чувашские руны.

Одна из самых распространённых рун – дерево жизни. Эта руна украшает сегодня современный герб Чувашии. Она изображает особенно почитаемое этим народом могучее дерево дуб, которое способно выстоять во всех ненастьях, выдержать любые трудности. На национальных вышивках часто можно увидеть восьмиконечную звезду – руну, символизирующую солнечный свет, который дарит жизнь и оберегает благополучие. Три восьмиконечные звезды чуваши называют «три солнца». Они выражают девиз чувашского народа: «Пулна, пур, пулатпар» – «Мы были, есть, будем».

Красавицы в шлемах

Мужской костюм был довольно простым: белая рубаха, штаны, белый или серый суконный халат. Одним из главных украшений у мужчин была вышивка по вороту рубашки. Для вышивки использовали в основном чёрный, зелёный, красный цвета, разрез рубахи вышивали чёрной шерстью. А вот у женщин смысловым центром одежды считался головной убор.

Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом (хушпу).
Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом (хушпу). Фото предоставлено газетой "Сувар"

«Костюм женщины отличается от костюма незамужней девушки прежде всего головным убором, – отмечает Ирина Трифонова. – Головной убор девушки называется тухья. Это шапочка из холста, она напоминает своей формой шлем. Степные чуваши носили тухью остроконечной формы. В других районах тухья могла быть круглой. Раньше её полностью обшивали серебряными монетами, а сейчас украшают бисером. В таком головном уборе чувашка становилась похожа на амазонку. По словам историков, этот образ не был случайным. В древности чувашские женщины могли сражаться с врагами наравне с мужчиной, в мирной жизни они были партнёрами своих мужей. Во время праздников чувашские красавицы не просто подавали блюда мужчинам и их гостям, а как равные сидели за одним столом с представителями сильного пола».

Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом (хушпу). Если закрытая со всех сторон тухья считалась символом целомудрия девушки, то хушпу означал, что женщина вышла замуж, родила ребёнка, у неё есть потомство. Ещё одна говорящая деталь костюма – вышитые на рубашках розетки. Так, кормящие ребёнка грудью женщины вышивали на груди две симметричные розетки с узорами, так называемые кеске. Это был оберег и для матери, и для ребёнка, чтобы у женщины не пропало молоко, чтобы её ребёнок вырос здоровым. У всех остальных – девушек, юношей и пожилых – на груди был асимметричный декор.

Поскольку банков в старину не было, женщины все свои богатства держали при себе. Надевали массивные нагрудные украшения из серебряных монет. Серебро, как и белый цвет, считалось символом чистоты.

На все случаи жизни были особые костюмы. Самую богатую и красивую одежду готовили к свадьбе. Невеста наряжалась в лучшую белую рубашку с вышитыми узорами, надевала украшения. Во время свадьбы её сажали за стол, на особую подушку, а на голову поверх тухьи накладывали белое покрывало. Сваху на свадьбе можно было узнать по белому или пёстрому халату, шапке с меховой опушкой. На свадьбах обязательной частью наряда были платки с богатыми узорами, бахромой и кистями. Их привязывали к концам рукавов, подшивали к подмышкам, держали в руках. Жених и его друзья прикалывали к своей одежде белые холщовые платки с красной бахромой, сложенные треугольником. Считалось, что платки предохраняют молодых от порчи и сглаза.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах