Примерное время чтения: 7 минут
181

Александр Сладковский о брендах, гаишниках и порядке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Татарстан 10/08/2011

Показать лицо

- Александр Витальевич, год назад вы возглавили симфонический оркестр Татарстана? Оправдал ли себя новый для России принцип автономного управления, действующий у вас в оркестре?

- Как автономная организация мы работаем с января 2011 г. По этой схеме благополучно развиваются все ведущие оркестры мира. По итогам первого года трудно делать выводы, но я доволен, что всё запланированное удалось реализовать. Мы втрое подняли зарплату оркестрантам. Заказали полный комплект духовых, ударных, струнных инструментов у лучших мировых производителей и уже привезли камерный оркестр из Кремоны. Остальные инструменты, многие из которых выполняются только под заказ, будут готовы к марту 2012 г.

Но самое главное – удалось изменить психологию людей. Музыкант, который бездумно, бездушно выполняет чужую волю, не способен раскрыться. У меня совершенно конкретная задача – вывести оркестр на мировой уровень. И этой задачей «беременны» все музыканты. Каждый убежден: то, что он делает, очень важно, необходимо.

Уже в конце сезона оркестр сыграл «Весну священную» Стравинского на уровне, недоступном некоторым московским оркестрам. Без этого невозможно приглашать мегазвезд. Так, Хворостовский, его агенты, прежде чем подписать с нами контракт о том, что он будет петь здесь 10 декабря 2011 г., очень серьезно изучили наши возможности.

- Вы подписали соглашение с Дирекцией Универсиады. Какие точки соприкосновения могут быть у спорта и классической музыки?

- Событие мирового масштаба как Универсиада, вполне входит в рамки нашей программы, потому что Татарстан показывает не только достижения в спорте, но и свое лицо. Таким лицом, показателем экономического, культурного благосостояния является симфонический оркестр. Его язык понятен всем без перевода. Там, где проблемы, войны, нищета, оркестров нет. Австрию, например, знают не только по горнолыжным курортам, ее визитная карточка - Венский филармонический оркестр.

Ключ к гармонии

- Вы говорите, что оркестру необходима диктатура, иначе не будет порядка. Что необходимо, чтобы навести порядок в стране?

- У меня был случай в Германии: лечу по автобану на машине, и вдруг вижу: все, как по команде, едут очень медленно, ушли в правый ряд, как будто их заколдовали. Я включил радио, а там перманентное сообщение: всех просят сбавить скорость до 90 км в час, чтобы не «топить» озоновую дыру, от которой, может быть плохо не нам, а нашим правнукам. В Германии нет ограничений скорости, но попросили, и все едут 90! А кто сбавит скорость, если такое скажут в России?... Вот у нас все жалуются на гаишников: они такие плохие, берут взятки. А я говорю: перестаньте нарушать, давать повод брать взятки, и проблема отпадет сама собой.

В Японии людей, которые занимаются сценой до и после концерта, не надо подгонять или звать. Они стоят в строю за 5 мин до окончания концерта, и через 3 мин после концерта сцена чистая!

Но в России, к сожалению, без жёсткого контроля, без просвещённой диктатуры ничего такого не может быть. Наша тысячелетиями сложившаяся культурно-бытовая и социальная среда не терпит никаких отступлений. Кстати, никакой демократии нет в той же хваленой Америке. Там очень жесткая диктатура, только облеченная в цивилизованную канву.

- Симфония – это созвучие. Ощущаете ли вы гармонию в современном мире?

- Гармонии нет, потому что в каждом, отдельно взятом человеке она отсутствует. Гармония наступит тогда, когда каждый поймет: то, что он имеет, – результат его жизни. У нас психология потребителей. Мы все время смотрим на начальство и говорим: вы плохие, вы нам недодали, а ну-ка дайте! А что мы сделали для того, чтобы нам дали? Надо уметь отвечать за себя, честно работать. Неважно, играешь ли ты в оркестре или осуществляешь надзор на транспорте. Вот у нас в коллективе всё просто: если ты не туда сыграл – «До свидания!».

Когда претензии перестают превалировать над тем, что ты реально делаешь, наступает гармония. Ключ от этого лежит у каждого в кармане. Просто не каждый понимает, как им воспользоваться. Всем чего-то не хватает, все чем-то недовольны, пытаются найти причины в том, что им кто-то мешает. Но если ты получаешь сейчас 15 тыс рублей, значит, дороже не стоишь. Чтобы стоить дороже, нужно стать лучше.

По-человечески жить

- В 70-80 годы символом благополучия в доме было пианино. Сейчас учиться музыке уже не столь престижно.

- Мы пережили страшное время – 90-е годы. Миллионы людей были выброшены из жизни. Вот тогда всё и начало рушиться. Музыканты, не слишком уверенные в перспективах России, разбежались. Школы стали исчезать: профессора, чтобы выжить, уехали за рубеж. Сейчас многие из них возвращаются.

- Вы и в 90-е верили в перспективы России?

- Я просто жил и знал: если что-то со мной не так, я сам в этом виноват. В 1999 г. готовился к III Международному конкурсу дирижеров им. С. Прокофьева. В общежитии Санкт-Петербургской капеллы, в голой совершенно комнате, у меня был проигрыватель, пианино, самодельная кровать, шкаф – и все. Понимал, что жить так ужасно, но другого способа двигаться вперед у меня не было. С утра до ночи, с ночи до утра я штудировал партитуры, занимался своей профессией. Знал, что никто мне ничего не даст, никакой подарок в руки не упадет. И этот год стал, наверное, самым динамичным в ту фазу моей жизни. В 1999-м я получил на конкурсе вторую премию без первой присужденной.

…Как бы ни критиковали наше время, то, что по сравнению с 90-ми сейчас стало стабильно и сыто, - огромное достояние. Это надо беречь, а не расшатывать. Мы выбрались из сточной канавы, отряхнулись, помылись, оделись, но опять хотим что-то пробовать: «Вот это плохо, это не так, давайте вот так попробуем…». Сколько можно пробовать? Давайте по-человечески жить. Не расплескивать то, что удалось завоевать, а аккумулировать и двигаться вперед.

Досье

Александр Сладковский
родился в 1965 г. в Таганроге. Окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Заслуженный артист РФ. Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С июля 2010 возглавляет Государственный симфонический оркестр РТ. Женат, двое детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах