О душе песни
- У татар есть такое слово, применимое к музыке, песне, исполнителю – «мон». Оно, вообще-то, трудно переводимо на русский, и означает «душу» исполнения, особую напевность, музыкальность, затрагивающую самые глубокие струнки души слушающего. Существует ли подобное понятие в казахской культуре?
- Я думаю, конечно же, это есть у каждого народа. Это душа, это боль, это радость – все самые-самые сокровенные эмоции, переживания, приоритеты. Это и есть народная музыка, все то, что передается из поколения в поколение. Это то, что мы слышали, когда были маленькими детьми, это колыбельная, которую пела нам мама. Это то, что должно сохранить нас от самого тяжелого, сохранить нас от самого страшного, что может произойти – от того, что мы потеряем память. Память о том, как в детстве мы бегали по траве, о том как нас бабушка целовала, и наконец, память о том, что у каждого народа есть мелодия, есть история, то, что мы должны хранить и передавать дальше. Конечно, все это является самым главным в нашей жизни.
- Ваша музыка тоже этнически окрашена. Про вас сразу можно сказать, даже не видя вас, что вот – это казах поет. Даже в «Джулии» слышны какие-то национальные напевы.
- Может быть. Это очень приятно слышать, потому что с самого детства я слушал народную музыку. Мне, кстати, об этом часто говорили, много самых разных музыкантов, в том числе и рок-музыканты. И это действительно очень приятно, когда в интонациях есть народные мелизмы, народные приемы. Я думаю, когда получается все это соединить с современной структурой песни, с современной аранжировкой, то это большая творческая удача.
- При эстрадной аранжировке народных песен не теряется ли их аутентичность?
- Аутентичность всегда является самым главным критерием для меня вообще. Создавая альбом «Отан ана» мы очень бережно подошли к казахскому фольклору, и для меня это очень важно, потому что народная мелодия уже содержит в себе огромную мудрость, огромное содержание. Не нарушить это – самое главное. Это аутентичность в большом понимании, когда мы не просто играем на народных инструментах, которые использовались в то время, а наоборот, играя на современных инструментах, говорим о самом главном – о том что когда-то было рождено в сердце народа, и потом переносится через столетия. Но подавать этот материал именно в современной аранжировке нужно очень бережно, и с трепетом передавать нынешним поколениям.
- Вы являетесь послом доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане. Какая работа вами проводится?
- Это касается в основном благотворительных акций, таких как создание социальных роликов по вакцинации против полиомиелита, посещение всевозможных конференций по защите детей. Это вопросы детей-инвалидов, когда их необходимо адаптировать к социальной жизни, чтобы они могли так же ходить на концерты, спортивные соревнования, быть в гуще событий жизни. Наша задача - чтобы люди могли услышать об этом, обратить внимание на эти проблемы. Это наша благотворительная деятельность, это общественная работа, в которой мы стремимся достичь чего-то, разъяснить людям, что есть такие дети, в обществе они должны быть как все остальные люди, должны жить, работать, приносить пользу обществу, и сами должны чувствовать, что они могут внести что-то доброе и позитивное.
Что трогает сердце?
- Как вы относитесь к фестивалям, в частности к фестивалю духовной музыки?
- Вы знаете, это первый опыт в моей практике, и я в восторге, потому что в наше неспокойное время такие фестивали дают надежду людям, веру в то что, объединение возможно. Музыка всегда была объединяющей и этот фестиваль прямое тому доказательство, когда сегодня жители Казани могли услышать музыку разных регионов, народов, в разных аранжировках. Но основная тема всех этих песен – мир, любовь, объединение и желание поделиться тем, что трогает твое сердце, со слушателями. Была видна очень мощная, красивая, добрая реакция, энергия всех, кто был сегодня на концерте. Это вдохновляет и дает огромную надежду на то, что такие фестивали будут продолжаться и набирать популярность.
- Как вы сами относитесь к религии?
- Вы знаете, есть вера, и есть религия. Вообще, эту тему я бы не хотел затрагивать, это очень личное. Это вопрос очень серьезный и касается каждого человека. Мне кажется, это такая область, где каждый человек сам принимает решения.
Об «А-Студио»
- Вы уже довольно давно покинули «А-Студио», но публика все равно воспринимает вас как первого вокалиста группы. Не жалеете ли об этом шаге, трудно ли было строить свою сольную карьеру?
- Я жалею о том, что никогда не буду больше играть вместе с такими музыкантами, как Байгали Серкебаев, Владимир Миклошич. Это почти мои родственники, это люди, которых я очень уважаю и люблю, и с которыми был прожит огромный отрезок моей жизни: когда мы ездили вместе по гастролям, занимались вместе творчеством, стали известными в Советском Союзе, тогда нам помогала Алла Борисовна Пугачева. Ну а об остальном я не жалею, это мой творческий путь, это моя дорога и на этом пути было и есть очень много: и потери, и поражения, и победы, и успех. И это все твое, это ты сам выбрал, в том числе и ответственность за людей, которые со мной рядом, мою команду, которая со мной. Это интересно, потому что ты идешь своей дорогой, ни за кого не прячешься. Для меня самое главное – то что сегодня произошло, когда вы видели огромную радость на лицах, глаза блестели у людей, была обратная связь, отдача, апплодисменты – и это главное для меня.
Я в Казани не был уже очень давно, последний раз приезжал лет 16 назад, наверное, или больше. Город преображается, становится красивым, Казань показывает, как должен и может развиваться город – и очень-очень приятно, когда гуляешь и видишь пары влюбленные, бегающих детей, увлеченную молодежь – это не может не радовать. Поэтому я от всей души желаю, чтобы Казань процветала, чтобы здесь было как можно больше концертов, классических, джазовых, эстрадных, популярная музыка интересная. В Казани очень богатая история, есть очень интересная музыкальная традиция во всех жанрах. Хочется приехать уже к вам с большим выступлением, чтобы можно было исполнить новые песни на казахском языке, и конечно песни, которые уже полюбились. Хочется встретится в большом зале с казанским зрителем.