- Если музыкант настоящий, неважно, на чём он играет – на скрипке, домре или на баяне, - говорит бессменный руководитель оркестра народных инструментов Татарстана Анатолий Шутиков. - В музыке не бывает границ. Я так же хорошо чувствую татарскую музыку, как и русскую, марийскую или башкирскую. Наше кредо: концерт - всегда праздник! Мы стремимся так работать, так жить.
Досье | |
---|---|
Анатолий ШУТИКОВ родился в 1946 г. в г. Козельске Калужской обл. Окончил Казанскую консерваторию. Худрук и дирижёр созданного в 1993 г. Госоркестра народных инструментов РТ, народный артист России, лауреат Госпремии имени Г. Тукая, профессор. С его оркестром выступали Алибек Днишев, Анатолий Соловьяненко, Леонид Сметанников, Артур Эйзен, Елена Образцова, Зураб Соткилава. Женат, есть дочь, двое внуков. |
Самый дорогой баян
Было время, когда народные инструменты в нашей стране находились на положении третьесортных. Но уже доказано: они достойно звучат на самых престижных столичных и зарубежных сценах. Так, оркестр, возглавляемый маэстро Шутиковым, - обладатель Гран-при конкурсов в Болгарии, Италии, дважды с большим успехом гастролировал по Южной Корее. В Казани у оркестра сложилась своя аудитория, этот жанр интересен и студентам, и школьникам. В арсенале музыкантов - настоящие раритеты. Солистка оркестра, заслуженная артистка Республики Татарстан Ольга Вайссбеккер играет на старинной балалайке, которой недавно исполнилось 100 лет. Этот инструмент был создан мастерами знаменитой фирмы «Зюзин и Компания», продукция которой экспортировалась по всему миру.
Сам Анатолий Иванович перед публикой выступает более полувека. Дебют на сцене состоялся, когда он учился в 7 классе: играющего на баяне паренька пригласили аккомпанировать хору, танцевальному ансамблю учителей. В знак благодарности школа покупала Толе или ботинки, или курточку какую-нибудь. Это была его первая зарплата.
О том, чтобы стать дирижёром, Шутиков в то время не мечтал. У него и баяна-то своего не было. Но отец говорил: «Сынок, всё равно будешь играть». Простой рабочий, он очень любил музыку, играл на балалайке и хотел, чтобы все его пятеро детей стали музыкантами. Вначале Толя ходил заниматься к приятелю – сыну офицера, дома у которого был тульский баян. А отец отправился на заработки. «Вернулся и пошли мы в магазин, - вспоминает Анатолий Иванович. - Отец выложил из карманов всё до копейки, но на тульский баян не хватило. И купили мне «Ростов-Дон» - тоже красивый, звонкий - на нём я и учился. После школы уже была одна дорога – в музыкальное училище. А потом – только в консерваторию». Так Анатолий Шутиков оказался в Казани, где его педагогом стал великий дирижёр Натан Рахлин. Учиться дирижировать оркестром народных инструментов Шутиков начал по совету Назиба Жиганова, но никогда не ограничивался только этим жанром, шёл на смелые эксперименты. Работая в филармонии, Шутиков объединял два оркестра: симфонический и народный. Они играли в БКЗ «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, причём солировал баянист.
Человек и оркестр
100-процентного единения дирижёра и оркестра очень трудно добиться, соглашается Анатолий Шутиков. «Так почти не бывает, но к этому я стремлюсь. Палочная система здесь не поможет: в музыке давление исключено. Только убеждение и убеждённость».
Понимая, что репертуар - это вопрос жизни для любого оркестра, он закупает на свои деньги материалы, делает новые переложения для оркестра народных инструментов произведений отечественной музыки, классики. «Раньше очень часто проходили пленумы, съезды композиторов Татарстана. И всё, что писали наши композиторы, мы исполняли. Сейчас это происходит реже, потому что времена поменялись».
Маэстро произносит последнюю фразу, и его глаза, в которых только что плясали задорные огоньки, становятся грустными.
Шутиков: «Выживаем за счет энтузиазма, любви к нашему делу, но не сдаемся». |
«Телевидение, СМИ одолела низкопробная попса, - констатирует он. - Россия – огромная страна, у нас и сейчас есть талантливые певцы, исполнители уровня Лидии Руслановой, Марии Мордасовой, но почему-то везде мелькают одни и те же люди. Такое ощущение, что произошёл захват ТВ-каналов. Академическую музыку на экран не пускают. Если раньше песню слушали, то сейчас песню смотрят: кто как одет, у кого какая юбка… Михаил Швыдкой высказался недавно: «Пока есть Стас Михайлов и Ваенга, надо все консерватории закрыть».
Не секрет, проблемы испытывают сейчас музыкальные школы: родители не стремятся отдать туда учиться своих детей. Потому что смотрят вперёд: а какие дивиденды принесёт это образование в денежном выражении?
Вот сейчас Симфоническому оркестру республики наше правительство выделило 120 млн рублей. Это колоссальные деньги, ни один оркестр в России не имеет таких грантов. Грант в 125 млн рублей имеет наш Театр оперы и балета. Хорошие зарплаты в военном оркестре республики. А мы имеем на круг где-то 10 тыс. рублей. Выживаем только за счёт энтузиазма, любви к нашему делу, но не сдаёмся. Вечно так не может продолжаться... Везде пишут, что средняя зарплата в Татарстане – 20 тыс. рублей. Нам хотя бы столько платили!»
Мэтр в помощь
По словам маэстро, такая же грустная картина наблюдается сейчас по всей России. В итоге основной состав музыкантов – женский. В консерваториях учатся в основном девушки. Найти музыканта, играющего на гобое, или хорошего трубача в симфонический оркестр – целая проблема. Мужчины ищут место, где можно больше заработать: им надо семьи кормить.
Кстати, сложное материальное положение оркестра народных инструментов РТ задело за живое мэтра отечественной песни Иосифа Кобзона, выступавшего недавно с концертом в Татарской филармонии. Он написал письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой поддержать оркестр народных инструментов РТ. «Я работал с многими оркестрами. Но то, что у вас в Татарстане есть коллектив, с которым мы за одну репетицию сыграли концерт, - редкий случай. Он должен быть визитной карточкой вашей республики». Поскольку на это письмо не ответили, Иосиф Давыдович решил написать ещё одно, чтобы выяснить: почему же на оркестр и его просьбы не обращают внимания?