…Я и опомниться не успела, как оказалась на месте штурмана в машине Валентина ВАХТИНА. «Едем на разведку! – объявил мне он. – Увидишь фоторужьё в деле».
Валентин Герасимович – фотоохотник со стажем более 40 лет. Первый фотоаппарат появился в семье Вахтиных в 1968 году. Правда, тогда Валентин и Галина даже не подозревали, что всерьёз увлекутся фотоделом. Сначала снимали друг друга на фоне курортных достопримечательностей, потом пробовали запечатлеть пейзажи.
В 1969 году Вахтиных пригласили в Казанский клуб фотоохотников при республиканском Обществе охотников и рыболовов. Опытные члены клуба увлекли начинающих фотоохотников съёмкой животного мира.
Первые охотничьи вылазки Валентин и Галина совершали в окрестностях Казани. Но этих кадров вскоре стало мало: хотелось запечатлеть животный мир в разных уголках Татарстана. Купили «Москвич» и по выходным ездили на фотоохоту. В 1997 году супруги выпустил первый фотоальбом, в 2007 году – второй.
Вы не представляете, как богат животный мир Татарстана!
Валентин Герасимович остановил машину возле реки Мёша, открыл багажник и достал заветный чемоданчик с надписью «Фотоснайпер»: «Вот тебе фоторужьё!» Прямо скажу, инструмент у фотоохотников не из лёгких, одной рукой не удержать. Но у него и наплечный ремешок есть, как у настоящего ружья.
Вахтины годами отрабатывали навыки фотоохоты, изучали повадки разных зверей. Супруги маскировались с помощью камуфляжных костюмов. Галина предпочитала фотоаппарат с мощным объективом, а Валентин – фотоснайпер. Вооружившись ими, они расходились и мастерили каждый свою засаду (на языке фотоохотников – засидку).
– Самое главное, спрятать голову, потому что животные узнают человека по глазам. Мы кажемся зверям такими же страшными, каким нам кажется тигр. Но стоит закрыть лицо хотя бы фотоаппаратом, и братья наши меньшие перестают бояться, – объясняет Валентин Герасимович.
Многие и представить не могут, насколько богат животный мир нашей республики.
– Нам часто попадались суслики, – рассказывал Валентин Герасимович, когда я листала книгу-фотоальбом. – Вот интересный кадр – супруга сняла суслика на задних лапках. В Лениногорске я нашёл колонию сурков. Подполз к их норе по-пластунски, прикрыв лицо фотоснайпером. Оказывается, они издают звуки, напоминающие собачий лай. А такую белочку, грызущую гриб, супруга сняла осенью. А здесь уже мои работы – ежиное гнездо с 4 маленькими ежатами. Я тогда так напугал ежиху, что она быстро перетащила своих малышей в недоступное глазу место. А в Большой Атне весной собираются тысячи гусей.
Признание подарили «Лоси-холостяки»
– Самым интересным своим кадром я считаю фотографию, которая под названием «Лоси-холостяки» победила во всесоюзном конкурсе в 1982 году, – отмечает Валентин Герасимович. – Впервые такого зверя я снял в Верхнем Услоне. Я тогда был неопытный, поэтому подошёл к нему слишком близко так, что супруга успела перепугаться за меня: как бы не затоптал. В посёлке Орловка Лаишевского района я так рисковать не стал, потому что на поле вышли 19 (!) лосей. Изображение шести из них и получило признание, сегодня оно хранится в Нацмузее РТ вместе со 170 моими работами.
– Если хищник тебя заметил, нельзя бежать, – правилом безопасности Валентин Герасимович. – Стойте, сохраняйте спокойствие, смотрите ему в глаза и мысленно подавайте сигнал, чтобы зверь уходил. Животные всё понимают не хуже людей. Да и вообще нам есть чему поучиться у них. Я диву даюсь, как самцы птиц ухаживают за самками, угощают их, охраняют.
В прошлом году, когда супруга Валентина Герасимовича заболела, они привезли с единственной майской охоты только фото выдры и ондатры. Для Галины Вахтиной та вылазка стала последней. Её не стало в сентябре 2010 года.
– Мой фотоснайпер работает не хуже, чем раньше, – признался мой собеседник, когда мы возвращались из разведки. – Сейчас я заправляю в него цветную плёнку, которую проявляют в фотосалоне. Вот только какая же охота без штурмана? Наверное, выслежу этих бобров на Мёше и успокоюсь. Уж очень хочется добавить их изображения в третий фотоальбом, который уже готовится к печати.