653

Советы мастера: как выбрать гитару

Педагог музыкальной школы №9 Казани Анатолий Муницин самостоятельно овладел игрой на гитаре и достиг в этом высокого мастерства. Начал в 13 лет, услышав, как играет на гитаре родственник семьи. Впечатление было настолько сильным, что Анатолий тренировался по 10 часов в день, добиваясь со временем виртуозности игры.

Анатолий Муницын. Фото: АиФ-Казань / Лилия Утикеева

Сейчас он передает свое мастерство детям, учил и взрослых. Специально для читателей «АиФ – Казань» Анатолий Муницын предлагает несколько советов по выбору гитары, и с чего лучше начинать новичку.

Гитары разные бывают…

В нижеприведенном видео Анатолий Муницын специально для читателей «АиФ – Казань» дает несколько простых, но ценных советов по выбору гитары.

- Всё зависит от того, какие цели ты перед собой ставишь, - говорит Анатолий Муницын. – У меня есть знакомый гитарист, у которого дома восемь разных гитар. На одной он играет рок, на другой – испанские мелодии и т.д. Кроме того, я считаю, что даже если сейчас композиторы всего мира пишут музыку для шестиструнной гитары, в будущем вы ещё вернемся к семиструнной, то есть не надо забывать и о таком варианте.

Сам Анатолий Федорович – обладатель эксклюзивного инструмента, то есть он играет на гитаре, которая была создана именно под его руки. Он и сам с нуля создаёт замечательные инструменты и может вдохнуть новую жизнь в старую, полуразрушенную гитару или, к примеру, отремонтировать скрипку. Например, сейчас он приводит в порядок гитару 1812 года – небольшая изящная семиструнка, предназначенная для дамских рук.

Если у вас дома валяется старая советская гитара, её тоже не стоит обходить вниманием. Вполне возможно, что вы – обладатель инструмента, сделанного настоящим мастером.

-  Раньше в магазине из десяти гитар можно было выбрать одну хорошую, - рассказывает музыкант. – В СССР за тунеядство сажали, поэтому гитарный мастер обязательно официально трудоустраивался на фабрику инструментов. А мастерство оно и есть мастерство, пусть даже в конвейерных условиях. Иногда возьмешь такую старенькую советскую гитару, - вроде ширпотреб, а внимательнее присмотришься, - видна рука мастера. Потому что он даже из просто материала выжимал максимум. Сейчас, правда, качество инструментов в магазинах вполне приличное. И продавцы могут помочь с выбором.

7 простых советов по выбору гитары

1. Возьмите с собой в магазин человека, разбирающегося в гитаре – он сможет подобрать инструмент на слух. Это может быть, например, преподаватель.

2. При покупке переверните гитару так, чтобы было видно, прямо ли сделан гриф. Иногда на нем бывают провисы, из-за чего между грифом и струнами увеличивается расстояние и прижимать их будет трудно.

3. Струны в третьей позиции (X, XI, XII лады) не должны быть натянуты выше 4 мм к грифу.

4. Не покупайте дорогие струны к простой гитаре. Если инструмент не самый лучший, то и дорогостоящие высококачественные струны не смогут со всей полнотой «раскрыть» своё звучание. Поэтому ищите демократичные варианты.

5. Придя в магазин за инструментом, возьмите его в руки, подержите, присядьте с ним, чтобы вам было удобно держать гитару в руках.

6. Проверьте звук, предварительно настроив гитару (можно использовать камертон или тюнер). Сначала по первой струне проиграйте каждый лад. Звук должен быть чистым. Затем ставьте «баррэ» на каждый лад и проведите правой рукой по струнам. Поставьте другие аккорды, например,  «С» (до-мажор), «G» (соль-мажор) или «Am» (ля-минор). Звук также должен быть чистым, без треска.

То есть проверьте звучание инструмента в различных приемах и аппликатурах (положение пальцев при аккордах).

7. Проверьте все швы, как прилажена подставка – не отклеивается ли, нет ли где трещин в корпусе.

Струны – нейлон или металл?

- Опять же всё зависит от того, что именно вы хотите играть, какие цели ставите перед собой, - говорит Анатолий Муницын. – Я предпочитаю нейлон. Если вы собираетесь играть аккомпанемент, то можно использовать металл. Если романсы, испанские мелодии – нейлон. Струны бывают разной степени жесткости. Если гитарист неопытный, то металлические струны могут травмировать пальцы. Нейлон мягче, легче прижимается к грифу. Но эти струны тоже могут быть разной степени жесткости. Для начинающих и для детей я бы рекомендовал нейлоновые струны средней степени жесткости.

На мой взгляд, самые лучшие по качеству на сегодняшний день – это струны фирмы «Savarez» (Испания) и «La Bella» (Франция). Нормальное качество у «Дадарио». Отечественные производители тоже научились делать неплохие струны.

Совет: если вы поставили нейлоновые струны, то поставьте гитару на три дня в угол и не трогайте ее, пусть струны растянутся. Потом можно потихоньку подстраивать инструмент, играть, подтягивая струны. Примерно через неделю нейлон должен принять то положение, которое нужно для звучания.

Советы начинающим музыкантам:

1. Как нужно сидеть гитаристу?

Посадка как на видео: классическая. Права нога на подставке на удобном уровне, соответствующем росту. Гитара между колен лежит на приподнятой ноге (см. позу гитариста), чтобы не соскальзывала. Гриф в левой руке располагается так, чтобы головка грифа с колками находилась примерно на уровне плеча, а не у лица или ниже уровня подмышек. Локоть правой руки лежит на корпусе таким образом, чтобы он находился на уровне подставки. Проверьте, чтобы правая рука могла свободно играть как у подставки, так и на уровне резонаторного отверстия и ближе к грифу.

2. С чего начинать?

Сначала изучить устройство гитары и научиться её настраивать – на слух, с помощью тюнера и т.д. Начинать играть лучше с классики – стоит сначала научиться подбирать мелодии на первой струне. Например, какую-нибудь очень простую мелодию типа «В траве сидел кузнечик». Разобраться с нотами поможет преподаватель, который также правильно поставит руки.

Потом ту же простую мелодию попытайтесь разучить в разных позициях – усложните её исполнение, тренируйте разные приёмы игры правой рукой. Например, используйте несколько вариантов переборов (арпеджио). У испанцев их, к слову, сотни.

Нарабатывайте руки: пробуйте ставить аккорды гаммообразным движением. То есть берёте поочередно аккорды «До» (С), затем «Ре» (Д), «Ми» (Е), Фа» (F) и т.д. Поставили аккорд – провели правой рукой по струнам, поставили следующий – опять провели и т.д. Если делать такие упражнения регулярно, потом легче будет себе аккомпанировать.

Играть аккорды надо не только у головки грифа, где они берутся легко и просто, но и во второй и третьей позиции. То есть брать привычные аккорды, например, при помощи приёма «баррэ». Это уровень более профессиональной игры.

- Есть люди, которые могут одно и то же играть в разных позициях – их интереснее гораздо слушать, - говорит А. Муницын. - У меня своя манера игры: в аккордовую ткань я добавляю мелодию. А играть только в рамках аккордов - это примитивно. Когда разнообразие вносишь в игру, аккомпанемент начинает звучать «вкусно».

3. Играйте с удовольствием.

У каждой пьесы своя задача – очень важно, чтобы можно было играть то, что нравится. Чтобы душа лежала к мелодии. Естественно, идти от простого к сложному. «Если бы меня заставляли насильно что-то играть, я бы гитару в руки не взял, - говорит А. Муницын. - Это огромное удовольствие играть то, что тебе нравится. Я на гитаре могу сыграть всё, но важен драйв. Если ты умеешь завести слушателей, тогда будет хорошая игра». Девочки, например, любят играть романсы, мальчишки – рок. Это тоже надо учитывать при обучении.

4. Когда лучше начинать играть?

- Начинать можно в любом возрасте, но для детей самое оптимальное время для начала обучения - 10 лет, когда у ребёнка сформировались руки, и он сам начинает как-то по-другому мыслить. Сейчас есть такая тенденция учить инструменту детей с семи или восьми лет. Но у них руки и пальцы ещё слабые. Я сам начал в 13 лет играть, почувствовал, что руки сформировались, есть хватка.

Главная мышца, которая работает при игре – между большим и указательным пальцем, её можно наработать с помощью мячика или эспандера. Надо наработать мочки пальцев – для этого берем гитару в руки, держим гриф в левой, как обычно, и по очереди пальцам слегка ударяем по струнам, чтобы извлечь звук. Правой рукой придерживаем струны.

Считается, постоянно играя, можно руки накачать, на самом деле не накачаешь. Со временем в руках развивается какая-то усталость. А если у ребёнка пальцы слабые, а ты его заставляешь нажимать сильнее, то это не очень хорошо. Пока его можно учить только на одной струне что-то играть, постепенно поставить пальцы, натренировать. Тем более дети сейчас несколько избалованные – привыкли только кнопки нажимать на мобильных телефонах или компьютерах, а трудиться не очень хотят.

5. Сколько времени следует уделять занятиям?

- Вот когда Денис Мацуев говорит, что тренируется по 10 часов в день, я ему охотно верю – у меня репертуар огромный. То есть заниматься в принципе можно много, но в пределах разумного и главное - регулярно. Главное – не переиграть руку, иногда восстановить её бывает сложно. Занятие должно быть разнообразным.

Лучше делать несколько подходов в течение дня, особенно это касается детей. Допустим, два раза в день по полчаса ребёнку достаточно, чтобы занятие было не в тягость. Видимо, это заложено природой – полчаса ребенок занимается хорошо, потом начинает отвлекаться, перестает вникать. Его надо переключать на что-то другое. Не зря говорят, что смена деятельности лучший отдых.

Вот таких вот получасовых занятий на первые полгода занятий ребенку достаточно, чтобы выполнить свои задачи, не вызывая у него неприязни к урокам музыки. Хорошо помогают занятия ансамблем: ученик играет мелодию, а ты ему аккомпанируешь аккордами – и красиво получается, и он приучается к ритмичности, начинает прислушиваться к партнеру.

6. Говорят «медведь на ухо наступил», можно ли слух натренировать?

- Вообще-то отсутствие слуха – это диагноз. Но к его развитию можно подойти чисто математически, то есть просто считая ритм – раз, два, три, четыре. С опытом начнете это делать автоматом. У меня был один мальчик, у которого вообще не было слуха. Я просто научил его считать – раз-два-три-четыре. И он стал играть. Выучил ноты, а ритм просто считал. То есть компенсировал отсутствие слуха усидчивостью и настойчивостью.

Если человеку не дан от природы абсолютный слух, я думаю, не стоит заставлять его пытаться играть что-то сложное. Но простые мелодии по нотам научить играть можно, или аккомпанировать аккордами с простыми приемами. Может, человек, и не будет петь песню, а вот подыграть - вполне.

7. Нужен ли начинающему гитаристу метроном?

- Я думаю, что на начальном этапе нет. Он нужен тогда, когда играешь готовое произведение, когда развилась беглость пальцев. Например, когда я разучиваю новую пьесу, метроном мне нужен, чтобы разучить этюд с применением определённых видов техники.

Когда учился, считал, притопывая ногой, или открывал на кухне кран – удары капель о жестяную поверхность создавали ритм. Нужен быстрее - открываешь кран чуть больше. Так и начинал. С опытом уже привыкаешь, в голове непроизвольно начинают стучать молоточки.

8. Что такое высший пилотаж в гитаре?

- На самом деле высший пилотаж – это не исполнение каких-то сложных техник, например, фламенко или блюза, а музыка сама по себе. Тысяча человек может играть одно и то же, но только у одного получается красиво, а у других – обычно, один относится к музыке трепетно, а другой – нет, один любит её, а другой – не проникается. Очень важна эмоциональная наполненность – в таком случае даже простые мелодии будут звучать удивительно и трогать слушателей.

Сейчас появилось много музыкантов, которые очень техничны – с помощью инструментов они выделывают потрясающие и сложные вещи, но в них нет душевности.

Есть такая община – молоканы (разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. – авт.). Они всё делают вместе – обедают, молятся и поют. У них есть книжка «Песни унывные и разные». И вот именно унывные песни считаются самыми красивыми. Это не какая-то специальная техника, - это красивый вокал, очень музыкальное исполнение.

Поэтому умение сыграть шестнадцатыми, 32-ми или даже 64-ми нотами, скажем, «Полёт шмеля», может никого не тронуть, а простая, наполненная переживаниями «унывная» песня - довести до слёз.

С удовольствием слушаю Анну Герман - она захватывает своим тембром, ни на кого не похожа. Вот в шоу «Голос» вроде все правильно поют, с надрывом. Иная участница берёт ноту «си» третьей октавы, а ты устаешь от неё.

У каждого человека есть какая-то своя «коронка», её надо почувствовать всем сердцем, найти «свои» произведения, манеру игры, вложить душу, тогда ваше исполнение будет действительно прекрасным.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах