Примерное время чтения: 18 минут
3467

Звучать как Высоцкий и Шевчук. Виртуоз-самоучка о выборе гитаре и азах игры

Лилия Утикеева / АиФ-Казань

Преподаватель музыкальной школы №9 Казани по классу гитары Анатолий Муницин – гитарист-виртуоз, практически самостоятельно овладевший игрой на это непростом, но любимом многими инструменте. Он не только великолепно играет музыку самых разных жанров, но и сам пишет тексты и музыку, являясь автором свыше ста песен. Среди его учеников – и дети, и работающие взрослые, и даже пенсионеры.

Анатолий Муницин Фото: АиФ-Казань / Лилия Утикеева

…Впервые осознанно Анатолий взял в руки гитару в 13 лет.

- К нам тогда в гости приезжал родственник, - рассказывает он. – А у нас старая гитара валялась, и он на ней сыграл. И у меня что-то открылось, я стал учиться играть. Тренировался порой по десять часов в день.

Судьба свела Анатолия с Виктором Ильиным – в 1960-х гг. известным в Казани гитаристом и учителем, из-под крыла которого вышли многие профессиональные музыканты. Встретились наставник и ученик в одном из городских Домов культуры случайно. Приметив паренька среди остальных, послушав его и безошибочно определив талант, Ильин настоятельно рекомендовал юному самородку учиться играть на гитаре.

Месяц занятий, включающий восемь уроков, у мастера стоил по тем временам больших денег – 10 рублей. И об учёбе не могло быть и речи – в семье помимо Анатолия воспитывалось ещё трое детей. Однако Ильин не сдался. Как ходят спортивные тренеры за подающими надежды учениками, так и он пришёл в дом к Мунициным, чтобы уговорить родителей отдать ему Анатолия в ученики. Поняв, что в семье сложно с деньгами, разрешил приходить к нему бесплатно. Мама Анатолия работала в заведении общественного питания, и решили платить учителю ужинами в кафе.

- Ильин успел дать мне пять уроков, - рассказывает Анатолий Федорович. - Но за это время он «поставил» мне пальцы, познакомил с хорошим репертуаром для семиструнной гитары. Нотные сборники в те времена были страшным дефицитом, и хорошие ноты переписывали друг у друга. Потом Ильин неожиданно уехал в Краснодар.

Судьба этого педагога достойна отдельных слов. В Казани Виктор Ильин преподавал после того, как 20 лет отсидел в тюрьме по статье «Убийство» – из-за невесты. Несколько лет Ильин провел в одиночной камере. Именно находясь там, он в совершенстве освоил гитару, и это помогло ему выжить. Освободившись из мест заключения, поселился в Казани, не мог устроиться на работу, поэтому преподавал, где и как придется, своего жилья не было, снимал подвальные комнатки. А в Краснодар уехал по простой причине: его пригласили на работу в музыкальное училище и предоставили квартиру. Несмотря на то, что недолго пришлось Анатолию Муницину учиться у Ильина, он на всю жизнь запомнил своего первого учителя и его наставления.

- Такого исполнения, как  у него, я больше никогда и нигде не слышал, - говорит педагог.

Оказалось, Высоцкий…

Впоследствии судьба преподносила казанскому гитаристу немало сюрпризов и неожиданных встреч. В 1968 году, когда он уже работал на Казанском оптико-механическом заводе (специальное музыкальное образование он получил позже), его пригласили в одну компанию. Среди них был незнакомый мужчина, которого все называли «Володя». Анатолий сыграл ему несколько произведений собственного сочинения. И тот настоятельно советовал ему играть и сочинять ещё, высоко оценив творчество одарённого молодого человека. Анатолий не узнал в новом знакомом Владимира Семеновича Высоцкого.

Владимир Высоцкий Фото: wikipedia.org

Только спустя тринадцать лет свидетели той встречи ему рассказали, что кто именно благословил его на творчество – Владимир Высоцкий. А в 1981 году даже специально попросился в командировку в Мурманск, чтобы проехать через Москву и посетить могилу поэта и актёра.

Ещё одно интересное знакомство состоялось в 1991 году на Грушинском фестивале. В палатку, где ужинала небольшая компания, заглянул Юрий Шевчук с коньячком. В тот вечер Анатолий услышал новую песню лидера «ДДТ» «На небе вороны…», которую Шевчук посвятил своей покойной жене.

Юрий Шевчук Фото: www.russianlook.com

Перерезанные струны

Так сложилось, что специальное музыкальное образование Анатолий Муницин получил уже в зрелом возрасте, поступив в Казанскую академию культуры на дирижёрский факультет с профильным инструментом – гитара. В 2003 году от вуза он был отправлен на Всероссийский фестиваль исполнителей в Екатеринбург, где получил Гран-при. После обучения лауреата ждали на работу в трёх местах, в том числе в Казанской государственной консерватории.

Но судьба вновь внесла свои коррективы.

Незадолго до очередного выпускного экзамена, где он должен был играть, с друзьями собрались немного отметить успешную сдачу предыдущего. На следующий день Анатолий начал репетировать экзаменационное произведение, и тут струны стали лопаться одна за другой – кто-то надрезал их у самой подставки. Пришлось экстренно ставить новые. Но особенность нейлоновых струн такова, что в первую неделю, пока они не растянулись, как следует, их надо подтягивать чуть ли не каждую минуту – иначе звучание получалось ужасным, гитара расстраивалась. Что и произошло, когда Анатолий Муницин выступал перед комиссией. Играл превосходно, но по ходу приходилось постоянно подтягивать струны. В итоге победитель Всероссийского конкурса исполнительского мастерства получил на выпускном экзамене тройку, которая и закрыла ему возможность поступить на аспирантуру Московской государственной консерватории к профессору Александру Фраучи.

- Наверное, это судьба, - говорит Анатолий Муницин. – И я решил вернуться в родные места – продолжил работать в музыкальной школе №9 в Дербышках. Для меня это район, полный дорогих воспоминаний, здесь жил со своей семьей, детьми и супругой, в которую влюбился в своё время, как говорится, на слух – её голос  был удивительно похож на голос моей любимой исполнительницы Анны Герман.

Анна Герман Фото: www.russianlook.com

Сейчас он учит играть на гитаре и детей, и взрослых, даже пенсионеры приходят к нему за знаниями. Правда, с годами стали слабеть глаза, но несмотря на это Анатолий Муницин продолжает заниматься любимым делом – играть на гитаре и учить этому других.

Несколько полезных советов от Анатолия Муницина

Как выбрать гитару?

В видео Анатолий Муницин специально для читателей «АиФ – Казань» дает несколько простых, но ценных советов по выбору гитары.

- Всё зависит от того, какие цели ты перед собой ставишь, - говорит педагог. – У меня есть знакомый гитарист, у которого дома восемь разных гитар. На одной он играет рок, на другой – испанские мелодии и т. д. Кроме того, я считаю, что даже если сейчас композиторы всего мира пишут музыку для шестиструнной гитары, в будущем мы ещё вернемся к семиструнной, то есть не надо забывать и о таком варианте.

Сам Анатолий Федорович – обладатель эксклюзивного инструмента, сделанного мастером Ширяевым 30 лет назад специально для него, то есть именно под его руки. Он и сам с нуля создаёт замечательные инструменты и может вдохнуть новую жизнь в старую, полуразрушенную гитару или, к примеру, отремонтировать скрипку. Например, сейчас он приводит в порядок гитару 1812 года – небольшая изящная семиструнка, предназначенная для дамских рук.

Если у вас дома валяется старая советская гитара, её тоже не стоит обходить вниманием. Вполне возможно, что вы – обладатель инструмента, сделанного настоящим мастером.

-  Раньше в магазине из десяти гитар можно было выбрать одну хорошую, - рассказывает музыкант. – В СССР за тунеядство сажали, поэтому гитарный мастер обязательно официально трудоустраивался на фабрику инструментов. А мастерство оно и есть мастерство, пусть даже в конвейерных условиях. Иногда возьмешь такую старенькую советскую гитару, - вроде ширпотреб, а внимательнее присмотришься, - видна рука мастера. Потому что он даже из простого материала выжимал максимум. Сейчас, правда, качество инструментов в магазинах вполне приличное. И продавцы могут помочь с выбором.

Струны – нейлон или металл?

- Опять же всё зависит от того, что именно вы хотите играть, какие цели ставите перед собой, - говорит Анатолий Муницын. – Если играешь современную рок- или электронную музыку – металл, если романсы, классику – однозначно, нейлон.

Гитара Фото: www.russianlook.com

Струны бывают разной степени жесткости. Если гитарист неопытный, то металлические струны могут травмировать пальцы. Нейлон мягче, легче прижимается к грифу. Но эти струны тоже могут быть разной степени жесткости. Для начинающих и для детей я бы рекомендовал нейлоновые струны средней степени жесткости.

На мой взгляд, самые лучшие по качеству на сегодняшний день – это струны фирмы «Savarez» (Франция) и «La Bella» (Испания). Нормальное качество у американских струн «Да Дарио». Правда, сомнительно, что их привозят из Америки, скорее всего, делают где-то в России. Отечественные производители тоже научились делать неплохие изделия.

Советы начинающим музыкантам:

1. Как нужно сидеть гитаристу?

Посадка как на видео: классическая. Правая нога на подставке на удобном уровне, соответствующем росту. Гитара между колен лежит на приподнятой ноге (см. позу гитариста), чтобы не соскальзывала. Гриф в левой руке располагается так, чтобы головка грифа с колками находилась примерно на уровне плеча. Локоть правой руки лежит на корпусе таким образом, чтобы он находился на уровне подставки. Проверьте, чтобы правая рука была расслабленной. Она могла свободно играть как у подставки, так и на уровне резонаторного отверстия и ближе к грифу.

Отдельное внимание ногтям правой руки: чуть-чуть – на миллиметр-два - отросшие, они должны быть подпилены по форме подушечки пальца и быть вровень с нею. Это нужно для более качественного звукоизвлечения.

2. С чего начинать?

Сначала изучите устройство гитары и научитесь её настраивать. Лучше всего - на слух с использованием камертона. Придется потрудиться, зато натренируете уши. Можно, конечно, использовать и тюнер – это  электронное устройство помогает добиться хорошего звука, но зато при этом не выстраивается слух.

Начинать играть с мелодий, которые вам хорошо знакомы – стоит сначала поучиться подбирать на слух. Разобраться с нотами поможет преподаватель, который также правильно поставит руки.

Первый год обучения лучше играть в пределах в первой позиции – это с первого по четвёртый лад.

Потом ту же простую мелодию попытайтесь разучить в разных позициях – усложните её исполнение, тренируйте разные приёмы игры правой рукой. Например, используйте несколько вариантов переборов (арпеджио). У испанцев их, к слову, сотни.

Нарабатывайте левую руку: пробуйте ставить аккорды гаммообразным движением. То есть берёте поочередно аккорды «До» (С), затем «Ре» (Д), «Ми» (Е), Фа» (F) и т.д. Поставили аккорд – провели правой рукой по струнам, поставили следующий – опять провели и т.д. Если делать такие упражнения регулярно, потом легче будет себе аккомпанировать.

Впоследствии старайтесь брать аккорды надо не только у головки грифа, где они берутся легко и просто, но и во второй и третьей позиции. То есть брать привычные аккорды, например, при помощи приёма «баррэ». Это уровень более профессиональной игры, своеобразный знак качества.

- Есть люди, которые могут одно и то же играть в разных позициях – их гораздо интереснее слушать, - говорит А. Муницин. - У меня своя манера игры: в аккордовую ткань я добавляю мелодию. А играть только в рамках аккордов – это, на мой взгляд, примитивно и допустимо только на начальном этапе. Когда разнообразие вносишь в игру, аккомпанемент начинает звучать совсем по-другому, «вкуснее». Преимущество пальцевого стиля очевидно.

3. Играйте с удовольствием.

У каждой пьесы своя задача – очень важно, чтобы можно было играть то, что нравится, чтобы душа лежала к мелодии. Естественно, идти от простого к сложному. «Если бы меня заставляли насильно что-то играть, я бы гитару в руки не взял, - признаётся гитарист. - Это огромное удовольствие играть то, что тебе нравится. Я на гитаре могу сыграть всё, но здесь важен внутренний драйв. Если ты умеешь завести слушателей, тогда будет хорошая игра». Девочки, например, любят играть романсы, авторскую песню, мальчишки – рок. Это тоже надо учитывать при обучении.

4. Когда лучше начинать играть?

- Начинать можно в любом возрасте, но для детей самое оптимальное время для начала обучения - 10 лет, когда у ребёнка сформировались руки, и он сам начинает как-то по-другому мыслить. Сейчас есть такая тенденция учить инструменту детей с семи или восьми лет. Но у них руки и пальцы ещё слабые. Я сам начал в 13 лет играть, почувствовал, что руки сформировались, есть хватка.

Главная мышца левой руки, которая работает при игре – между большим и указательным пальцем, её можно наработать с помощью мячика или эспандера. Надо наработать мочки пальцев – для этого берем гитару в руки, держим гриф в левой, как обычно, и по очереди подушечками пальцев слегка стучим по струнам.

- Считается, постоянно играя, можно руки накачать, но на самом деле, нет, - считает Муницин. - Со временем в руках развивается какая-то усталость. А если у мальчика или девочки пальцы слабые, и при этом заставлять их нажимать сильнее струны, можно даже травмировать руку. Поэтому ребенка для начала можно учить играть только на одной струне, постепенно поставить пальцы, натренировать. Потом со временем рука окрепнет, можно приступать к более сложным задачам. Нельзя не учитывать и веяние времени: дети сейчас привыкли в основном нажимать кнопки - на мобильных телефонах, компьютерах и т.д., и трудиться не очень хотят.

5. Сколько времени следует уделять занятиям?

- Вот когда Денис Мацуев говорит, что тренируется по 10 часов в день, я ему охотно верю – у меня репертуар огромный, стоминутный концерт наиграть могу без проблем, - признаётся гитарист. - То есть заниматься в принципе можно много, но в пределах разумного и – что важнее всего - регулярно. Главное – не переиграть руку, иногда восстановить её бывает сложно. Занятие должно быть разнообразным.

Дело даже не во времени – если потянуло к музыке, посвятите ей все свободные часы. Лучше делать несколько подходов в течение дня, особенно это касается детей. Допустим, два раза в день по полчаса ребёнку достаточно, чтобы занятие было не в тягость. Видимо, это заложено природой – полчаса ребенок занимается хорошо, потом начинает отвлекаться, перестает вникать. Его надо переключать на что-то другое. Не зря говорят, что смена деятельности лучший отдых.

Таких получасовых занятий на первые полгода ребенку достаточно, чтобы выполнить свои задачи, не вызывая у него неприязни к урокам музыки. Хорошо помогают занятия ансамблем: ученик играет мелодию, а ты ему аккомпанируешь аккордами – и красиво получается, и он приучается к ритмичности, начинает прислушиваться к партнеру.

6. Говорят «медведь на ухо наступил», можно ли слух натренировать?

- Вообще-то отсутствие слуха – это диагноз, но можно развить слух на ритм. Можно подойти к этому чисто математически, то есть просто считая – раз, два, три, четыре, - говорит педагог. - С опытом начнёте это делать автоматом. У меня был один ученик, у которого вообще не было слуха. Я просто научил его считать – раз-два-три-четыре. И он стал играть. Выучил ноты, а ритм просто считал. То есть компенсировал отсутствие слуха усидчивостью и настойчивостью.

Если человеку не дан от природы абсолютный слух, я думаю, не стоит заставлять его пытаться играть что-то сложное. Но простые мелодии по нотам научить играть можно, или аккомпанировать аккордами с простыми приёмами. Вероятно, человек, и не сможет петь песню, а вот подыграть вполне.

7. Нужен ли начинающему гитаристу метроном?

- Я думаю, что на начальном этапе нет. Он нужен тогда, когда играешь готовое произведение, когда развилась беглость пальцев. Например, когда я разучиваю новую пьесу, метроном мне нужен, чтобы разучить этюд с применением определённых видов техники.

Когда учился, считал, притопывая ногой, или открывал на кухне кран – удары капель о жестяную поверхность создавали ритм. Нужен быстрее - открываешь кран чуть больше. Так и начинал. С опытом уже привыкаешь, в голове непроизвольно начинают стучать молоточки.

8. Что такое высший пилотаж в гитаре?

- На самом деле высший пилотаж – это не исполнение каких-то сложных техник, например, фламенко или блюза, а музыка сама по себе. Тысяча человек может играть одно и то же, но только у одного получается красиво, а у других – обычно, один относится к музыке трепетно, а другой – нет, один любит её, а другой – не проникается. Очень важна эмоциональная наполненность – в таком случае даже простые мелодии будут звучать удивительно и трогать слушателей. Сейчас появилось много музыкантов, которые очень техничны – они исполняют потрясающие по сложности вещи, но вот душевности не хватает.

Есть такая община – молокане (разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. – авт.). Они всё делают вместе – обедают, молятся и поют. У них есть книжка «Песни унывные и разные». И вот именно унывные песни считаются самыми красивыми. Это не какая-то специальная техника, - это красивый вокал, очень музыкальное исполнение.

Поэтому умение сыграть шестнадцатыми, 32-ми или даже 64-ми нотами, скажем, «Полёт шмеля», может никого не тронуть, а простая, наполненная переживаниями «унывная» песня - довести до слёз.

С удовольствием слушаю Анну Герман - она захватывает своим тембром, ни на кого не похожа. Вот в шоу «Голос» вроде все правильно поют, с надрывом. Иная участница берёт ноту «си» третьей октавы, а ты устаешь от неё.

У каждого человека есть какая-то своя «коронка», её надо почувствовать всем сердцем, найти «свои» произведения, манеру игры, вложить душу, тогда ваше исполнение будет действительно прекрасным, - говорит Анатолий Муницин.

Анатолий Муницын специально для «АиФ-Казань» исполнил песню собственного сочинения «Вечный город».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах