Исполнители главных ролей, среди которых итальянские актеры, уже определены. Проект международный и рассчитан на мирового зрителя. Но снимать картину будут не татарстанцы, хотя республика имеет полное право на создание собственного кинематографа, уверен актер, режиссер и продюсер Рамиль ТУХВАТУЛЛИН.
Много слов, нет дела
- Рамиль Чингизович, как человек, стоявший у истоков игрового татарского кино, можете представить себе ситуацию: наш национальный фильм получает «Оскара»? Удостоили же вашу картину «Зулейха» в 2006 году приза зрительских симпатий в Германии, на Berlin Asia-Pacific Film Festival.
- В каждой стране, в каждой республике у кинематографа свой путь развития. И все же, если долго бить в одну точку, это обязательно выстрелит. Вот, например, Иран выпускает до 800 фильмов в год, там идет громадное финансирование, художественный рост, развитие кадров. А в Татарстане кино - тема «с бородой». Много слов, обещаний, нет дела. Эльдар Рязанов, Никита Михалков, другие известные люди не раз говорили: Татарстан обязан снимать свое кино, создать свою киностудию.
- И все же успешные кинематографисты в Татарстане есть.
- К сожалению, наши таланты сейчас не находят применения на родине, уезжают, и республика легко прощается с ними. Люди стремятся работать здесь, но у каждого желания есть свой предел... Вот и Айсылу Хафизова (соавтор сценария фильма «Дилемма», получившего в 2007 г. приз зрительских симпатий III кинофестиваля «Золотой минбар» – прим. авт.) была вынуждена уехать в Москву.
В Башкортостане в отличие от нас кадрами в культуре занимаются очень серьезно. И куют их не только в своем казане, а отправляют учиться как в российские вузы, так и за границу. Потому что нельзя постоянно делать ксерокопии, нужна новая кровь, новое мышление. В последние годы более 20 человек из Башкортостана окончили Театральное училище имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре, получают образование во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С.А. Герасимова. Культура сама по себе не разовьется, за ней надо ухаживать.
Если говорить о талантах, то три приза, которые получили на Венецианском фестивале «Овсянки», созданные по сценарию казанского автора Дениса Осокина, являются прямым тому подтверждением.
В культурном эквиваленте
- Какие темы, на ваш взгляд, интересны сегодня?
- Народный колорит, фольклор, место народа в мире, его история и современность. Лично меня тревожит настоящее и будущее моей нации. Поводов для беспокойства достаточно. Из-за отмены регионального компонента в школьном образовании наши дети не будут иметь возможность изучать родной язык и литературу в нужном объеме.
Сегодня у нас практически отсутствует татарская элита. Хотя многие обеспеченные татары, считающие себя таковыми, могут мне возразить… На улице Тукая в Казани сохранились полуразрушенные здания, в которых татарские купцы содержали мусульманский приют для детей, медресе, где изучали до пяти иностранных языков. Вот они действительно были элитой своей нации.
Мечтаю снять фильм по эпопее Махмуда Галяу «Мухаджиры» о великой эмиграции татарского народа, произошедшей в XIX веке. Люди тогда уезжали целыми деревнями в основном в Турцию, и для этого у них были объективные причины…
Есть очень много вещей, которые желательно было бы исправить с помощью кинематографии. Слово «татарин» в русской литературе, кинематографии зачастую несет некий негативный оттенок. Достаточно вспомнить поговорку про незваного гостя.
- Как избавиться от негатива?
- Развивать свою кинематографию, чтобы весь земной шар увидел, кто такие татары: очень талантливые, симпатичные, образованные люди с богатейшей историей. К чему мы пришли, какие мы сейчас, какая у нас система ценностей. Наша республика известна, как образец мирного сосуществования людей разных национальностей и конфессий, и мы обязаны показать это всему миру с помощью кино.
Борьба добра и зла
- Что планируете в этом году представить на Казанском фестивале мусульманского кино?
- Последнюю работу – «Золотая суббота» по сценарию Аделя Хаирова. Этот фильм основан на реальных событиях. Преступная группа в течение трех лет грабила ювелиные магазины в Татарстане, Башкортостане. Они были пойманы, осуждены. Мой первый фильм «Пропасть» тоже был основан на реальных событиях. Там поднималась тема борьбы с наркоманией. Это вечная тема – борьба добра и зла. К сожалению, мы несовершенны. Человек многого достиг, но во многом он еще неандерталец…
Заканчиваем мультипликационный фильм «Притча о Казанском ханстве». Он тоже будет показан на фестивале, как и 3D-мультфильм по мотивам сказки «Шурале».
- Вы - режиссер первого в Татарстане анимационного мультфильма по мотивам стихов Мусы Джалиля «Ана бэйрэме» («Праздник матери»). Сейчас в республике создают цикл мультфильмов по сказкам Габдуллы Тукая, посвященный 125-летию поэта. Какое впечатление произвели на вас первые серии?
– К сожалению, технический уровень работ, выполненных в формате 2D, оставляет желать лучшего. Но я очень рад, что мультипликация у нас развивается. Если ребенок видит хорошо сделанный с технической и эстетической точек зрения мультфильм, он будет бережно относиться к своей родной культуре. От того, какие мультфильмы смотрят сейчас наши дети, во многом зависит благополучие завтрашнего общества.
- Вы - актер, режиссер, продюсер, президент фонда развития киноискус ства РТ «Татарстан-синема». Какая из этих сфер деятельности вам наиболее близка?
- Они все взаимосвязаны. Дополняют друг друга и основаны на практической деятельности. Поэтому, пока есть силы и желание, хочется сделать как можно больше. Каждые два года выходит мой новый фильм. Все проекты осуществляются лишь благодаря поддержке президента Рустама Минниханова. Но ведь развитие кинематографа не должно зависеть от силы убеждения. В этом деле необходим системный подход.
Досье
Рамиль Тухватуллин родился в 1966 г. в Аксубаево. Народный артист Татарстана. Окончил Казанское театральное училище, филфак КГУ, юрфак Академии «ТИСБИ».
Президент Фонда развития киноискусства РТ «Татарстан-синема». Доцент кафедры киноискусства КГУКИ. Женат, две дочери.