«У кино нет национальности и вероисповедания тоже, наверное, нет, - кинооператор Валерий Севастьянов. – Оно отвечает на вечные вопросы, и отвечает профессионально».
В Казань легендарный оператор приехал в качестве члена жюри XII фестиваля мусульманского кино. В интервью «АиФ-Казань» он рассказал, что экран обмануть невозможно и почему у кино не может быть ни национальности, ни вероисповедания.
Долг и любовь
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Валерий Иванович, в программе фестиваля не было снятых вами картин, но вы показали фотовыставку со съёмок «Матильды» Алексея Учителя.
Валерий Севастьянов: Учитель принял участие в казанском фестивале впервые. Поэтому я подготовил эту выставку в центре «Эрмитаж-Казань». Премьера «Матильды» в России состоится весной 2017 года. Эту картину представили в Каннах, она попала в шорт-лист конкурса европейских телесериалов. Фильм рассказывает о четырёх годах из жизни Николая II, его отношениях с балериной Матильдой Кшесинской до женитьбы на Александре Федоровне, крушении поезда с Александром III, коронации, трагедии на Ходынском поле – ключевых событиях той эпохи.
Работа над этим проектом шла полтора года. А сам режиссёр готовился к нему более трёх лет.
- Что нового даст фильм зрителю для понимания личности царя, которого многие винят в бедах России?
- Это вопрос к режиссёру.
Для нас, операторской группы, было важно этот материал снять масштабно, зрелищно и профессионально. Ведь зритель видит картину глазами оператора. Только сцену коронации снимали полтора месяца. Для этого создали декорацию - точную копию Успенского собора Кремля, где проходило это событие.
Принцип диалога
- Какие отечественные фильмы последних лет вы назвали бы лучшими?
- На казанском фестивале мусульманского кино был ретроспективный показ фильма Александра Прошкина «Искупление», в котором главную роль сыграл казанец Риналь Мухаметов. Эта картина о послевоенной жизни в нашей стране, о моральном выборе, перед которым в те непростые времена оказывались люди. Одни, чтобы выжить, совершают низкие поступки, другие находят силы сострадать, помогать.
Из фильмов на социальную тему запомнился «Дурак» Юрия Быкова – о честном сантехнике, в одиночку пытающемся спасти от обрушения общежитие. Он приходит на банкет, где гуляют градоначальники: «Вот вы тут празднуете, а дом, в котором живут 800 человек, сейчас упадёт!» Пытается объяснить самим жильцам, что их дом падает. Но не находит понимания ни тут, ни там. Я был ошарашен, как точно эта картина описывает проблемы сегодняшней жизни.
- Не утихает дискуссия: что такое мусульманское кино? Фильм открытия XII форума – иранскую картину «Мухаммад – Посланник Всевышнего» в Саудовской Аравии запретили, у нас же назвали шедевром.
- У кино нет национальности, и вероисповедания тоже, наверное, нет. Хорошее кино отвечает на вечные вопросы, и отвечает профессионально, на языке своей самобытной культуры. Тогда зритель смотрит фильм на одном дыхании, а про режиссёра, оператора вспоминает только при появлении титров.
Экран невозможно обмануть. Там все видно: «на коленке» ты сделал кино или нашел тот акцент, который был нужен, чтобы помочь актеру, каким было твое отношение к работе...
Режиссёр фотографии
- Почему в российских регионах, в той же Казани мало своего кино?
- Кино есть, только делается оно порой «на коленке». В реестре минкультуры РТ – десятки киностудий. Это индивидуальные предприниматели. В Москве, Питере существует своё кино, потому что там есть база. А у нас базы нет.
Когда я пришёл работать на Казанскую киностудию в 1963 году, она была одной из лучших среди 42 студий СССР. Сейчас для возрождения кино в РТ нужна воля, инвестиции. Рассказал же Равиль Гайнутдин на открытии XII фестиваля о том, как начинался форум. Муфтий пришёл с этой идеей к Минтимеру Шаймиеву. И тот сказал: «Давайте попробуем». Так они до XII фестиваля и дошли.
- Профессию оператора называют умирающей. Мол, с «цифрой» каждая домохозяйка может снять кино.
- Эта профессия не может умереть. По-английски «оператор» - director by fotograpfy, т. е. «режиссёр фотографии». Что может быть почётнее? Конечно, снимать какие-то сюжеты можно и телефоном. Не в фокусе, всё дрожит – зато показано событие. Посмотришь такое изображение - раз-два, и надоест…
Оператор должен многое знать: живопись, композицию, даже физику. Съёмкам предшествует большой подготовительный период. Еще до начала работы над фильмом кинооператор вместе с художником определяет натуру и объекты. Но когда начинаются съемки, выясняется, что погода не та, и солнце светит не так, как надо. Приходится искать новые варианты. Наш учитель Борис Волчек, из мастерской которого вышли все ведущие операторы страны, говорил так: «Если оператор думает, то он придумает».